СТАТЬИ |
Интервью перед
началом сезона 1996 года.
Однажды, вспоминая гонку
в Аделаиде-94 и столкновение, сделавшее Михаэля
Шумахера чемпионом мира, а его, Хилла, знаменитым
пилотом Формулы 1, Дэмон сказал:"В той гонке я
сделал единственно возможный выбор. Хоть
результат и получился неутешительным, мне себя
упрекнуть не в чем".
Похоже, это стало его
судьбой — всегда и везде делать единственно
возможный выбор, выбор, который обрекает не
столько на славу и известность, сколько на тяжкое
бремя ответственности. Сын знаменитого отца, два
года бывший скромным тест-пилотом
"Вильямса" без малейшей реальной надежды
когда-нибудь сесть в кокпит этой машины в гонке, в
93-м он стал призовым пилотом: его усадили за руль
второго "Вильямса", рядом с Аленом Простом,
скорее всего, просто потому, что кто-то же должен
водить вторую машину... А в 94-м он,
нежданно-негаданно оказавшись в роли лидера
знаменитой, но находившейся в состоянии
полупрострации после
Имолы команды, пережил один из самых сложных и
самых трагических сезонов в своей жизни.
— Да, тогда в 94-м, в Аделаиде, я упустил
чемпионский титул, — говорит двукратный
вице-чемпион мира. — Но сейчас абсолютно честно
могу признаться в том, что чувствовал тогда и
чувствую сейчас: я не был бы слишком рад выигрышу
— обстоятельства в том чемпионате складывались
не те, какие я бы выбрал. Мы потеряли Айртона... И
тот факт, что Шумахер выигрывал гонки и набирал,
набирал, набирал очки, меня совершенно не трогал.
Наверное, зря — в конце сезона потерянное
пригодилось бы... Но хочу непременно отметить, что
своей работой в 94-м я вполне доволен. Я не
принижаю ничьих заслуг, в том числе и своих
собственных, ни в
чьих глазах. Я был вынужден с листа играть по
новым правилам и на совершенно новом для себя
уровне!
— С каким чувством вы ждали наступления
сезона-95?
— Довольно бодро, развлекая себя мыслью: если у
меня получилось в прошлом году, почему не должно
получиться сейчас? Я знал, что машина
хороша, что "Рено" надежен
— на тестах все шло как по маслу: всю зиму у меня
не было на сей счет ни малейшего сомнения! Кроме
всего прочего, "Рено", хотя и лучший мотор в
Формуле 1, но на "Бенеттоне" в 95-м его
только-только установили — и в этом тоже было
наше преимущество. Поэтому-то прошлой весной в
Бразилию я летел как на крыльях: у меня —
лучшая машина, за мной - лучшая команда, которая
знает, чего она стоит! Потом — вы ведь помните —
вылет из-за поломки подвески... Кто бы мог
подумать, что такого рода проблемы станут
закономерностью? Я выкинул мысли о неудаче из
головы и начал готовиться к следующей гонке.
Казалось, это сработало — в Аргентине и в Имоле я
выиграл и — впервые в жизни! — возглавил общий
зачет чемпионата мира! А потом была Барселона,
где "Бенеттон" вдруг стал чудовищно
конкурентоспособен — и с того момента оставался
таким всегда. Я надеялся, что моя команда как-то
на это отреагирует, но мы, напротив, продолжали
терять темп. Все сломалось... Очковый отрыв рос
как на дрожжах! Это было какой-то мистикой: мы
тестировались как безумные — к середине сезона я
намотал кругов больше, чем за предыдущие два года
— но это не помогало!
— Видимо, пиком возможных неприятностей было
столкновение с Шумахером в Сильверстоуне?
— Я очень хотел выиграть в Великобритании и,
вероятно, сделал для этого все возможное. Но... Я
был на пределе, к тому же чудовищное давление со
всех сторон... И я сделал пару непростительных
ошибок... Это столкновение было ну совершенно
некстати! Я ведь чувствовал, что после Сузуки-94 и
Аделаиды того же года во мне лично и в моем
пилотировании что-то изменилось...
Герой двух волнующих
гонок сезона-94, Сузуки и Аделаиды, год спустя Хилл
подошел к финалу чемпионата оплеванным родной
британской прессой и — что главнее — без
малейших шансов выиграть чемпионат. Он совершал
ошибки — в этом нет сомнений. У него возникали
проблемы с надежностью автомобиля — в этом тоже
нет сомнений. Удача оставляла его именно в те
моменты, когда он больше всего в ней нуждался — и
это сомнению не подлежит! Да неужели же он все это
заслужил?! Чертовски несправедливо! Совсем
немногие знают, насколько тяжко дался ему первый
полный сезон в ранге первого номера топ-команды...
Но диспозиция изменилась.
Это стало ясно еще после Аделаиды. Даже накануне
финальной гонки сезона-95, к которой Дэмон Хилл
подошел под впечатлением от шока на
Сузуке..."Между Сузукой и Аделаидой,— говорит
Фрэнк Вильямс, — Дэмон провел две недели каникул
на острове Бали. Я не знаю, что он там делал, но
когда мы встретились в Австралии, это был совсем
другой человек. Ему не нужно говорить о том, что
он — великий гонщик, в чем постоянно нуждается
абсолютное большинство пилотов Ф1. Он провел
потрясающий уик-энд с командой — и выиграл гонку.
И дал нам возможность провести зиму с этим
волнующим и приятным воспоминанием!"
— В течение всей минувшей зимы, — тонко
улыбается Дэмон Хилл, — я был "тем парнем,
который выиграл в Аделаиде!" Чрезвычайно
приятное ощущение. Даже несмотря на то, что
победа эта далась неожиданно легко, а ведь я
настраивал себя на изнурительную и долгую
борьбу. Для команды это был глоток свежего
воздуха, который должен был помочь!
После той австралийской
гонки Хилл до некоторой степени сохранял почти
полное инкогнито, отказываясь от интервью (даже в
высшей степени дорогой и престижный для любого
гонщика приз журнала Autosport лучшему британскому
пилоту он получать в Лондон не приехал и на
церемонии присутствовал лишь с помощью
телемоста!) и уединившись с женой Джорджией и
детьми в своем новом доме в Дублине. Зимние
месяцы прошли в тестах, в пересмотре отношений с
командой и внутри команды, разработке стратегии
и тактики, в доводке машины. Все нужно было
обговорить и предусмотреть. Не только в
отношении самого себя — но и в отношении нового
партнера по команде Жака Вильнева тоже.
— Вы знаете, он мне нравится, — лукаво щурит
темные глаза под черными бровями Хилл. — Общаясь
с ним, легко забыть, что Жаку всего-то 24 года! Он
производит впечатление своими задатками,
скоростью в первую очередь. Но еще он весьма
воспитанный и любезный молодой человек. Он
искренне наслаждается в Формуле 1 всем, что для
него ново. Считаться с ним и его интересами нужно
уже сейчас, а совсем скоро он станет, возможно,
главной силой в наших гонках.
— Принцип "Вильямса" — равное отношение и
равное снабжение обоих пилотов — в случае с
Вильневом может снова оказаться проигрышным для
вас...
— Да, конечно, некоторые команды работают иначе.
И, возможно, этот путь и в самом деле более
выигрышный, но он не подходит "Вильямсу" — я
это прекрасно знаю. И, раз я работаю в структуре
"Вильямса", значит, такой путь не подходит и
мне. Надеюсь, правда (лукаво улыбается), что в
этом году, к примеру, "Бенеттону" уже не
удастся сполна воспользоваться преимуществом
работы с одной машиной.
— Ваша подготовка к сезону-96 заметно
отличалась от той, которая была накануне 95-го?
— В прошлом году вся моя подготовка пошла
насмарку! В промежутках между тестами я сначала
совершал промоушн своей книге, вышедшей в Англии,
потом — настоящую кругосветку с "Ротманс",
постоянно присутствовал на каких-то церемониях
по вручению мне каких-то наград... Мне некогда
было вспомнить о себе! Дом в Дублине мы купили еще
в прошлом году, но я за восемнадцать месяцев был в
нем всего три раза! Давление на меня было просто
ненормальным, но тогда я ничего не мог изменить.
— Но, видимо, в середине и особенно в конце
прошлого года прессинг еще более усилился — не
только со стороны, но и внутри "Вильямса"...
Как с такой ношей справляются?
— (Осторожно.) Могу сказать только, что я был
совершенно не готов к такому повороту событий.
Это было слишком — ведь, когда имеешь шансы
бороться за чемпионский титул, и так чувствуешь
себя не слишком комфортно. Этого, кстати, никому
не понять, кроме тех, кто испытал подобное
чувство на собственной шкуре. Я говорил по этому
поводу с Аленом Простом — он согласился со мной.
Он
знает, о чем я говорю! Но он еще и успокоил меня
немножко, когда сказал — трудно, почти
невозможно на протяжении всего сезона сохранить
одинаковый уровень выступлений: схватка за
корону — это всегда череда взлетов и падений.
— Но, видимо, вам падать уже просто некуда:
Фрэнк Вильямс сказал, что вторых мест с него уже
хватит... Да и пресса, и чемпионы прошлых лет,
словно сговорившись, называют вас главным
фаворитом стартовавшего чемпионата. К чему
присоединяются — почти единогласно — ваши
соперники во главе с Михаэлем Шумахером...
— Признаюсь, ощущать себя безусловным фаворитом
любопытно. Хотя, с моей точки зрения. это означает
толькото, что мы прекрасно подготовились к
сезону, я здоров и готов к борьбе (улыбается)
Надеюсь, что Хилл и "Вильямс" будут большой
силой!
— Похоже, только два гонщика из тех, с кем вам
придется соперничать в нынешнем сезоне, тактично
избегают того, чтобы взваливать на вас ношу
досрочного чемпионства... Речь о Жане Алези и
Герхарде Бергере.
— (После паузы с улыбкой.) А вы думаете, мне
охота ввязываться в соперничество с ними? Хотя
именно их я ожидаю увидеть в роли главных
оппонентов. Это будет очень вязкая борьба — Жан
страшно голоден, да и Герхард еще не выиграл
столько гонок, сколько хотел бы. Мы по опыту
знаем: "Бенеттон" в высшей степени
профессиональная команда. Впрочем, если выбирать
соперников, я, скорее всего, Алези и Бергера и
выбрал бы.
— Словесные баталии с Михаэлем Шумахером,
которые вы, по утверждению, скажем, Фрэнка
Вильямса, проиграли, были вам неприятны. От
сезона-96 вы не ждете чего-то похожего?
— Так естественно, когда соперники пытаются
побольнее уколоть друг друга... Но, честно говоря,
мне не хотелось бы снова быть вовлеченным в
словесную дуэль — мне не нравится прибегать к
оскорблениям. Даже если меня к этому вынуждают.
Может, это звучит по-детски, но я хочу
сосредоточиться на том, что делаю, а не на том, что
говорю я или говорят про меня.
— Вы не боитесь быть откровенным с прессой?
— Обычно в общении с журналистами я и в самом
деле стараюсь держать свои чувства при себе. Но
теперь чувствую — ничего не потеряю, если начну
говорить то, что думаю. Хотя для того, чтобы
повысить свои шансы на успех, мне и необходим
определенный такт.
— Вы верите Шумахеру, когда он говорит, что не
рассчитывает в этом году бороться с вами за
победу в чемпионате?
— Я не думаю, что он искренен. И не удивлюсь, если
"Феррари" поедет лучше, чем они
предсказывают и чем думает большинство людей.
Шумахер всетаки очень профессиональный парень. К
тому же уверен — те громадные деньги, которые
вложены сейчас в эту команду, рано или поздно
начнут работать. Хотя он, безусловно, прав в том,
что старается сконцентрировать внимание на
существующих сейчас проблемах.
— Значит, угроза того, что ваши стычки с
Шумахером наподобие Сильверстоуна, Спа или Монцы
прошлого года повторятся, не исчезла?
— (Смеется.) В прошлом году между нами
существовало просто-таки физическое притяжение!
Было бы неплохо чуть-чуть освободиться друг от
друга. Впрочем... Если между нами окажутся
возможными пара-тройка чистых гонок колесо в
колесо, я не стану возражать: Михаэль, бесспорно,
блестящий гонщик! Я даже не прочь кое-что у него
позаимствовать...
— ?..
— Он ведь талантлив — или я не прав? Хотя если уж
выбирать, то я взял бы черты тех, перед кем
преклоняюсь: каллиграфический стиль Алена, чутье
и интуицию Айртона, отвагу Найджела... Это была бы
поистине неповторимая комбинация!
— Пилоты "Бенеттона", Шумахер, Вильнев...
Кого еще вы видите в числе возможных соперников?
— Большой сдвиг предвижу со стороны
"МакЛарена". Думаю, что самая неудачная
полоса для них уже закончилась, тем более что у
них теперь есть Дэвид Култхард, которому нельзя
не воздать по заслугам. Он уже показал, что
является пилотом мирового класса, быстр и хочет
побеждать — и в один прекрасный день выскажет
свои претензии на чемпионство.
— А что вы думаете — только честно — о самом
себе и своих реальных шансах на то, чтобы
оправдать такие лестные и такие тяжкие авансы,
выданные в ваш адрес формулической
общественностью? Вы сильно изменились по
сравнению с 95-м?
— Совсем не изменился, остался прежним. За тем
лишь исключением, что веду себя намного
осторожнее, учитывая опыт 95-го, 96-й будет моим
четвертым полным сезоном в Ф1. Я могу стать
чемпионом мира, но могу и не стать... Не знаю. Но
постараюсь отдать ради этой цели все силы. После
того, как я остановил машину на финише Гран При
Австралии прошлого года, для меня начался новый
сезон. Что бы ни случилось, я знаю, что это будет
лучшее, на что я способен. Всю зиму, пока
занимался велосипедом, греблей, работал на
тренажерах, я думал о гонках, о сезоне-96, о машине
— эти мысли всегда со мной, отвлечься от них я
могу минут на пять, не
больше. Я полностью сфокусирован на моей работе.
Насколько помню, моей целью всегда был титул
чемпиона мира, и я еще надеюсь ее достичь. В
некотором смысле вся моя внутренняя жизнь
подчинена именно этому. Все, чем я занимался
последние десять лет, лишь прелюдия к борьбе за
корону в Ф1. Если попытаться одним словом
передать мое состояние в эти годы, то, наверное,
этим словом будет одержимость. Именно этим в
немалой степени обладал мой отец. 95-й был трудным
годом, я совершил много ошибок — и я сам, и
команда. Надеюсь, что необходимые уроки из них я
извлек. Я стараюсь быть честным с самим собой —
ведь только в этом случае можно что-то исправить.
Что толку обманывать самого себя? Мы с Фрэнком
много разговаривали минувшей зимой — обо мне, о
наших планах, о наступающем сезоне. Я тоже
рассказал ему, какой вижу команду и пути ее
совершенствования. Только вместе мы сможем
добиться лучшего результата.
— Вы считаете, что Формула 1 командный вид
спорта?
— Сейчас более, чем когда-либо прежде. Посмотрите
на "Бенеттон"... Именно поэтому так важно
знать - у тебя за спиной надежные парни. Я - часть
команды, они - часть меня. Только так. И никак
иначе!
Специальный выпуск газеты
"Спорт-Экспресс"- "ФОРМУЛА-1", 1995 г.