СТАТЬИ |
Хороший парень, финишировавший первым
В «формуле-1», как впрочем, и в других видах спорта, к поговорке «хорошие парни финишируют вторыми» давно относятся как к аксиоме (то есть к истине, не требующей доказательств). Дэмон Хилл - первый в истории «ф-1» чемпион, сын чемпиона -справедливость подобного утверждения оспорил. Хороший парень Дэмон Хилл стал чемпионом мира. Признаюсь честно: не помню, чтобы чью-либо еще победу люди принимали так, как эту. Если бы такое было возможно, Дэмона пронесли бы на руках по всему миру - и в этой толпе были бы и представители прессы, и телевизионщики, и даже... его соперники (не все, конечно, но некоторые - точно). Нечто похожее мир «Ф-1» пережил, возможно, лишь прошлым летом, когда первую (и до сих пор единственную) победу в «Гран-при» на автодроме имени Жиля Вильнева в Канаде одержал Жан Алеэи.Все-таки это такая редкость - когда «хорошие парни» финишируют первыми!
Парадный фрак сидит на нем так, словно он в нем родился. Пропотевший гоночный комбез смотрится, как изысканный смокинг от Версаче. Почти никогда не покидающее его чисто английское чувство юмора, тонкое и острое, заставляет соперников зачастую чувствовать себя рядом с ним неуютно. Может, именно поэтому Дэмон редко позволяет себе пользоваться этим оружием... А его приверженность принципам
«фэйр-плэй», которая вчера вызывала удивление и смех, сегодня - объект поклонения: стать чемпионом в «Ф-1», виде спорта, буквально созданном для интриг, ни разу (ни разу!) не позволив себе нечестного приема, до Хилла не удавалось, видимо, никому.А ведь в самом начале его карьеры в
«Уильямсе» интерес вызывал разве что размер его обуви: бог мой, у сына Грэма Хилла такие большие ноги! За исключением этой черты, пресса не уделяла слишком много внимания странному, нетипичному долговязому новичку, слишком поздно - и так странно - пришедшему в автоспорт: место призового пилота досталось скромному тест-драйверу «Уильямса» после того, как в очередной раз рассорились две звезды, Ален Прост и Айртон Сенна. И кто мог предположить тогда, осенью 92-го, что именно в гонщицкой судьбе этого парня словно бы не от мира сего («Он ошибся временем, он опоздал родиться! - трезвонили вокруг, - Во времена его отца он еще мог бы преуспеть, а здесь... Его съедят - и косточек выплевывать не станут!») странным образом сойдутся, переплетутся и продолжатся судьбы «братьев-врагов». Не о Жаке Вильневе, не о Дэвиде Култхарде, не о Мике Хаккинене или Михаэле Шумахере - о Дэмоне Хилле говорят: «Быстр, как Сенна. Расчетлив, как Прост».Я никогда не забуду
«Гран-при Испании» 1994 года. Первый выигранный «Уильямсом» в тот страшный год •Гран-при». Никогда не забуду, как на стенде команды возле мониторов рыдали, ничего не стесняясь, Эдриан Ныои и Дики Стэнфорд, как от боксов к мониторам и обратно курсировал улыбающийся Патрик Хед: он не плакал, но глаза все равно были мокрыми... В 94-м, взвалив на плечи ношу лидера попавшей в жутчайшую ситуацию команды, он... проиграл чемпионат с разницей в очко. Годом позже - опять поражение. Ему навязали имидж «красиво проигрывающего» - и понемногу он научился не выискивать в газетах комплименты себе. Их было мало. Очень мало! Но со временем даже Дэмон, кажется, понял, что ядовитые стрелы, которые приберегал для своего главного соперника Михаэль Шумахер (рассыпавшийся комплиментами в адрес постоянно проигрывавших ему Хаккинена, Френцена, Култхарда и К°) - не что иное, как признание таланта.Анри Пескароло, знаменитый гонщик, говорит: «Мне противны ничтожные суждения, сыплющиеся порой на Хилла. То, что он сделал в 93-м, потрясает: он устоял перед Простом, который буквально уничтожил всех своих партнеров по команде, кроме Лауды и Сенны». «20 лоулов и 21 победа в 67 гонках, пускай и на машине, которую называют лучшей, - этого не добьешься, если у тебя в самом деле нет большого таланта», - вторит Эдди Джордан.
Джекки Стюарт, всегда ловко разбиравшийся в искусстве отношений между людьми, говорит:
«Он частенько был сам себе врагом. Он не вписывался ни в какие рамки и не принял ни одну из тех линий поведения, которых общественность ждала от него в той или ной ситуации. Он морочил всем голову. Результат - его неправильно поняли. Но сегодня он возмужал - и несправедливость исправлена».
Не лучшим ли доказательством этому служит его чемпионский титул!
Ольга ЛИНДЕ
Телефонный звонок а номере небольшого отеля в Снеттертоне (графство Норфолк) раздался в половине девятого утра.Алло... - голос поднявшего трубку мужчины звучал
хрипловато и не слишком приветливо.Грэм, родной... Поздравляю тебя - у нас сын!
Черт побери. Бет, ради этого ты будишь меня в такую рань!
Потом, много позже, уже после того, как родившийся 17 сентября 1960 года мальчишка, сын Грэхэма и Бет Хилл, был окрещен в кафедральном соборе Святого Павла в Милл-Хилд, одном из самых комфортабельных районов Лондона, недалеко от квартиры, где жила чета, и иаречен Дэмон Грэхем Деверо Хилл, счастливый Грэм, смеясь, рассказывал: «Бет долго уверяла меня, что моя первая реакция на ее звонок была именно такой. На самом деле не думаю, что я был так бездушен. Рождение сына доставило мне большую радость». В тот день, когда измученная родами жена ни свет ни заря вытащила его из постели, Грэм Хилл должен был стартовать в очередной гонке на автодроме в Снеттертоне. «Отца чаще всего не бывало дома, — вспоминает его сын. - И достаточно большое количество времени меня совершенно не интересовало то, чем он занимается. Например, я был совершенно уверен, что выигрывать «Гран-при Монако» - это его работа, и в том, что он делает ее хорошо, я не видел ничего удивительного! Однажды мы с мамой и сестрами гостили у наших друзей в Кенте. Я играл в саду с сыном хозяев Ником, когда мама вышла на террасу и позвала: «Иди посмотри, как папа выигрывает в Монако!» Я ответил: «А можно я лучше тут поиграю?» Мама настояла, и мне пришлось сесть к телевизору. Мне
было восемь лет, и все, что я запомнил, это как красно-золотой «Лотус 49» прошел поворот «Гэзуорк» раньше всех остальных машин. Это не произвело на меня никакого впечатления!»Вы гордились своим отцом?
(Пауза.) В детстве не задумываешься ни о чем подобном, потому что в детстве все просто: отец - лучший, поскольку он — твой отец. Помню, однажды я поставил
маму в тупик одним вопросом: «Ма, у кого бы мне тут автограф взять?» Это было в Монце -на гонке в Монако мы с отцом не были ни разу, а вот Монцу посещали регулярно, потому что она совпадала с семейными каникулами. Отец был двукратным чемпионом мира, вокруг него постоянно толпился народ, а для меня это ничего не значило! Зато я для него был гордостью - он частенько называл меня лучшим своим произведением и постоянно хвастался мною перед друзьями. Честно говоря, первые пятнадцать лет моей жизни я провел в весьма привилегированном обществе! Двукратный чемпион мира Грэхэм Хилл погиб в авиакатастрофе 29 ноября 1975 года. Его личный Piper Aztec (купленный на призовые после победы в «Инди-500»-65) в страшном тумане задел верхушки деревьев на подлете к аэропорту Элстри и рухнул на поле для гольфа. Погибли все пассажиры - сам Грэм, бывший за штурвалом, молодой английский пилот Тони Бриз, на которого Грэм, находившийся на стадии создания собственной команды в «Ф-1», возлагал большие надежды, дизайнер Эндй Смоллмэн, менеджер Рэй Бримбл и два механика будущей «Хилл рэйсинг» Тони Элкокк и Тони Ричардс. Страховая компания, обнаружив какие-то неувязки в контракте, отказалась выплачивать страховку, и вдова Грэма Бет Хилл, чтобы покрыть издержки и восстановить доброе имя мужа, продала все, что можно было продать, выплачивая необходимые суммы семьям погибших. Бэт и трое ее детей, Бриджит, Дэмон и Саманта, после нескольких лет, проведенных в комфорте и относительной роскоши, оказались на грани нищеты: 25-комнатный особняк в Шенли пошел с молотка. «Денег, - вспоминает Дэмон, - в это время хватало лишь на еду и обучение». Смерть отца стала для Дэмона шоком: «Он провел в гонках самые страшные годы - 60-е и 70-е, когда смерть могла последовать на любой гонке! Но он ушел из гонок целым и невредимым - только за тем, чтобы погибнуть в авиакатастрофе...» Бет Хилл решила, что Дэмону просто необходимо какое-то время побыть вне дома: «Ему нужно было мужское окружение, чтобы освободиться от нас, трех несчастных зареванных и покинутых женщин». Несколько месяцев Дэмон провел в Штатах, в семьях Дана Герни и Фила Хилла, соперников и друзей своего отца. Он вернулся странно повзрослевшим и так похожим на Грэма! - вспоминает Бет Хилл. Однажды (мы уже жили в Сент-Олбэнс) он куда-то унесся на своем мотоцикле, потом вернулся домой. «Где ты был?» - спросила я. Он обернулся, поднял щиток своего шлема, наклонился, чтобы поцеловать меня в щеку, и, улыбаясь, ответил: «Я выходил, мама». У меня остановилось сердце — так всегда отвечал Грэм... В гонках и в жизни отец всегда старался идти своим собственным путем, - говорит Дэмон. - Теперь и я стараюсь делать то же. Но в том, что касается семьи и детей, отец научил меня тому, как не надо делать. Он погиб, когда мне было 15 и я только-только начал по-настоящему узнавать его. Все, что мне осталось - это короткие отрывочные воспоминания: его ведь всегда не было дома! Мы так страдали от этого, мои сестры и я. И теперь я всегда стараюсь больше времени проводить с Джорджией и детьми, участвовать в их жизни и забавах, наблюдать за тем, как они растут. Старший сын Дэмон и Джорджии, восьмилетний Оливер, родился со страшным диагнозом - синдром Дауна.Разве тест, который проводят во время беременности, не мог выявить аномалию до родов?
Я была очень молода тогда, - говорит Джорджия, по профессии модельер,
а по жизни - милая, умная и красивая женщина, с которой Дэмон познакомился в 81-м году на какой-то вечеринке («Это было как взаимное озарение!» - вспоминает он), а предложение сделал лишь семь лет спустя («Джорджия - это, без сомнения, самое мучительное и самое красивое завоевание Дэмона», - комментирует известный зубоскал и большой друг Хилла Эдди Джордан, на чьих глазах протекал весь роман, ибо Дэмон выступал за команду Эдди в «Ф-3». - Прим. О.Л.). А врачи не нашли никакого риска в моей беременности. И не назначили никакого специального обследования. Сегодня я не жалею о том, что они этого не сделали, ведь в противном случае у нас с Дэмоном не было бы Оливера. А тогда... После родов я проплакала 48 часов, меня посещали мысли о самоубийстве, и я не знаю, как бы я пережила случившееся, если бы рядом не было Дэмона. Он возился с малышом все то время, пока я пыталась собрать себя по кусочкам, кормил, пеленал и умудрялся еще и шутить... В марте этого года Оливеру исполнилось восемь, и он — наша гордость. Мы безумно любим его еще и потому, что он заставил нас повзрослеть, научил думать не только о нас двоих и дал понимание того, что жизнь, какая бы сложная она ни была, прекрасна. Впрочем, это было откровение, видимо, только для меня Дэмон всегда был старше меня в понимании жизни и умении переносить горе и невзгоды. Но мы оба росли вместе с Оливером, поддерживая его с двух сторон, и стали еще ближе друг другу, чем были раньше.Дэмон, что для вас главнее - семья или гонки?
Карьера гонщика - это, конечно, серьезно, но дом, дети и Джорджия - это все-таки для меня главное. После гонки или тестов я сажусь в первый же самолет - и мчусь
к ним, к Оливеру, Джошуа, который младше брата на два года, и Табите, которая родилась летом прошлого года. Между прочим, я уже пообещал Джошу, которого за уши не оттащишь от разных машин, взять его с собой на гонку в Монако. А что касается Табиты... Она из меня просто веревки вьет - и я счастлив.Как относится к гонкам ваша мать?
Ну как она может к ним относиться, если сама в свое время отправила меня в школу в Уинфилде! (Миссис Хилл показалось, что ее увлекающийся мотогонками сын будет в большей безопасности, если сменит два колеса на четыре, и она настояла, чтобы Дэмон прекратил участие в мотогонках. - Прим. О.Л.) Впрочем (задумывается)..
Она не смотрит гонки по телевизору в прямой трансляции. Может, не хочет переживать за меня так же, как переживала за отца.А Джорджия? Видимо, вам очень нужно ее постоянное присутствие рядом, если летом прошлого года за несколько дней до родов она сбежала из клиники и приехала к вам в Сильверстоун!
Я тогда чуть в обморок не упал, увидев ее в паддоках. (Оба хохочут). Вы знаете, Дэмон, видимо, очень похож на своего отца. Он повторяет его даже в карьере - насколько я знаю, Грэм ведь тоже сначала гонялся на мотоциклах! И был тест-пилотом перед тем, как сесть за руль гоночного болида на «Гран-при»... Между прочим, не было еще ни одного дня, чтобы Дэмон не вспомнил об отце: прежде, чем что-либо сделать, он всегда обдумывает - а как бы отнесся к этому Грэм? Поэтому меня, например, совершенно не обманывает милая улыбка и кроткая вежливость Дэмона: я знаю, что, если он захочет чего-то добиться, не остановится ни перед чем и обязательно достигает цели. И я уже смирилась с этим. Ведь за те 11 лет, что мы живем вместе, он не изменился: сколько его помню, он всегда ездил с кем-нибудь наперегонки. Да и в моей жизни ничего не изменилось: он где-то ездит - я жду его дома. Таскать детей на гоики мне не хочется — вонь выхлопных газов, дикий вой моторов... Кстати, поначалу Дэмон очень болезненно воспринимал мое, как он выражался, безразличие к его карьере. А потом даже как-то поблагодарил меня за то, что я не болтаюсь у него под ногами на автодроме, как это делает подавляющее большинство других жен и подружек. Видимо, именно после этого я стала ездить с ним на «Гран-при»! Впрочем, если он влюблен в гонки, я не ревную. Я ведь понимаю: если мужчина чем-то сильно увлечен, он будет думать об этом круглые сутки! То, что он - гонщик, немножко испугало меня только в самом начале. Он ведь долго не рассказывал мне, чем занят он и кем был его отец. А однажды я пришла к нему в гости - и увидела стены, увешанные плакатами и вымпелами с автомобилями. Я поняла, что эта семья «подвинулась» на машинах - и мне стало страшно. Кстати, однажды Хилл, которого спросили - как он умудряется ездить на своем «Уйяьямсе» так быстро? -ответил без тени улыбки: «Я стремлюсь финишировать как можно быстрее, чтобы поскорее улететь домой к Джорджии и детям».
Окружающие в один голос утверждают, что в этом году вы сильно изменились. Похоже, наконец-то поверили в себя. Что с вами случилось за зиму?
Если вы ожидаете в ответ услышать: зимой в Дублине родился новый Хилл, то не дождетесь. Потому что это неправда. Просто я
очень хорошо подготовился к сезону и сделал все для того, чтобы иметь на руках необходимые козыря для борьбы в чемпионате. А. если говорить огкровенно, то изменился я не замой, а ооеныо прошлого года, в тот момент, когда чемпионат—95 для меня закончился. В Австралии я как-то очень остро ощутил что-то новое в себе.Тогда вы подвели какие-то итоги?
Да. Я заставил себя остановиться и оглянуться, чтобы понять, что можно сделать, чтобы создать в команде как можно более комфортную обстановку. Это было важно для того, чтобы потом отдавать команде все лучшее, что у меня есть. По всей видимости, у меня это получилось!
И что же, на ваш взгляд, нужно было улучшать в первую очередь, чтобы добиться желаемого эффекта?
Помимо очевидных вещей - типа скорости дозаправок и смены резины и стратегии на гонку - я попытался быть менее напряженным в отношениях с людьми в команде. Понимаете, я такой человек... (подыскивает слова).., Во мне есть что-то от одержимости, а это не всегда понятно и приятно окружающим. Я настолько сосредоточен на цели, которую поставил перед собой, что она поглощает меня целиком, и ничего вокруг я уже не вижу. Я бываю погружен в себя до такой степени, что кажусь эдаким несчастным человеком, безразличным ко всему, всегда не в своей тарелке - а это ведь не так! Весь год я следил за тем, чтобы снова не провалиться в это «ничто». В 96-м я решил доставить себе в гонках максимум удовольствия. Потому что... (смеется) зачем нужен весь этот риск и все эти опасности, как не ради удовольствия! Неужели вы думаете, что я стал бы всем этим заниматься, если бы день ото дня ощущал себя все несчастнее и несчастнее?!
Вы хотите сказать, что в 95-м не испытывали похожих чувств?
Вообще-то иногда испытывал. Но в самые ответственные моменты схема не срабатывала. Дело в том, что способ, которым я пользовался для построения своей карьеры
, сделал меня большим индивидуалистом. И вовсе не так просто, как может показаться, сегодня возвращаться назад. Но я стараюсь. К тому же я пытался больше полагаться на команду, больше доверять ей вместо того, чтобы, как раньше, пытаться всего достичь, полагаясь лишь на самого себя. Я со своей дурной привычкой к самокритике теперь стараюсь быть более снисходительным к себе.В какой момент вы сказали себе: этот сезон будет моим?
А я никогда ничего подобного себе не говорил! Просто вкалывал - и не позволял себе останавливаться. Я осознал опасность остановки еще в 89-м году и с тех пор на каждую гонку выхожу так, словно она - последняя и самая главная в моей жизни. Наверное, поэтому постоянно прогрессирую, хотя многие смеялись над тем, что по-настоящему в «Ф-1» я дебютировал в 32 года. И еще я совершенно точно знаю,
что мне никто ничего не должен. И для того, чтобы чего-то достичь, нужно просто быть лучшим. А нужно это только потому, что в этом виде спорта выживают сильнейшие.Как вы относитесь к тому, что вокруг говорят: «Хилл побеждает потому, что у него -лучшая машина?»
(Улыбается) Ну, вообще-то я могу вам объяснить, кто и почему так говорит... Если такое говорит гонщик, я предлагаю ему - садись в эту лучшую машину, пробуй сделать лучше, чем я! Если же - те, кто никогда сам не сидел за рулем «Ф-1», то просто пропускаю мимо ушей.
Почте никто и почти никогда не слышал, чтобы вы пытались парировать словесные выпады я ваш адрес, которые регулярно совершает, например, Михаэль Шумахер...
Я и теперь не собираюсь публично высказываться по поводу того, что думаю о тех или иных людях. Иногда, впрочем, мне казалось забавным принять правила игры, но в конечном итоге я решил, что это ниже моего достоинства. С моей точки зрения, дороже всего в «Ф-1» ценится результат, а с этой стороны придраться вроде бы не к чему, вы согласны? А потом... Будучи сам человеком довольно чувствительным и ранимым, я не люблю причинять боль другим...
Недавно Риккардо Патрезе, наблюдавший за вами во время тестов, сказал: «Этот парень ведет машину идеально...»
(Слегка смущенно
) Правда? Приятно слышать. Я много работал с ним, когда был тест-пилотом в «Уильямсе». Риккардо из тех парней, которых становится все меньше и меньше в нашем спорте. Он настоящий джентльмен.У вас была достаточно трудная юность: после гибели отца у семьи не было денег в достатке. А теперь вы относитесь к роскоши - и есть ли что-то роскошное в вашей жизни?
У меня? Роскошное? Ну, две машины — два «Рено», «Эспас» и «Лагуна». Приятный дом в славном квартале Дублина. И я достаточно свободен в деньгах, чтобы строить плавы на каникулы, которые собираюсь провести с женой и детьми... Это превосходно! Что еще? Недавно подарил Джорджии колье от Картье. Я люблю красивые вещи, и больше всего в
них меня интересует то, что они красивые, а не то, сколько они стоят.Одну мечту - мечту о короне чемпиона мира - вы уже осуществили. Есть еще о чем мечтать?
Было бы здорово собрать коллекцию мотоциклов! Но у меня их уже несколько, а
вот времени, чтобы ими заниматься, нет. Я их только привел в порядок, так что они теперь стоят в гараже - такие красавцы! На самом деле я даже боюсь ими пользоваться (смеется).Вы как-то сказали, что Жак Вильнев был для вас хорошим партнером. Неужели даже в самые напряженные моменты между вами не было никакого антагонизма?
Наши отношения не изменились с начала сезона -
они и сегодня так же хороши, как в Мельбурне. Ведь между нами все было просто: основная цель «Уильямса» — победы, Жак стремился к ним со своей стороны, я - со своей. Ни он, ни я не видели в этом ничего ненормального.А как вы работали, например, над настройкой машин:
каждый в своем углу - или делились информацией?Все мои настройки всегда были в распоряжении Жака - и наоборот. Впрочем, даже если бы мы захотели что-то скрыть друг от друга, нам это не удалось бы: в «Уильямсе» все решают сообща и нет способа что-то утаить.
Ваше детство и детство Жака чем-то сродни: вы оба -
сыновья гонщиков, и у обоих отцы погибли достаточно давно... Это вас как-то сближало?Начнем с того, что всегда нужно быть очень осторожным, говоря о близости между двумя гонщиками. Мы ведь тут в первую очередь все друг с другом соперничаем, знаете ли... С другой стороны, есть устойчивое взаимное уважение, хотя внешне оно никак и не проявляется. А потом... Жак ведь, как и я, занимается гонками для самого себя, а не для кого-то еще, вы понимаете, о чем я? Впрочем, общее у нас есть -
оно в отношении к «Формуле-1». Жизнь пилота нам обоим близка и понятна, потому что этой жизнью жили наши отцы, и этим духом мы пропитаны насквозь. Нас совершенно не пугает мир автогонок, ни меня, ни Жака невозможно чем-то в нем удивить - мы не смотрим на него глазами, осоловелыми от счастья! Конечно, это чистой воды совпадение - то, что мы, сыновья погибших гонщиков, оказались в одной команде. Зато мне легко понять все, что пережил в своей жизни Жак, и все, что с ним происходит сейчас.Вы когда-нибудь говорили с ним об том?
Никогда не ощущал в этом потребности.
Когда у вас на гонке выдавалась свободная минутка, вы разговаривали друг с другом по душам?
Мы не садились друг против друга, чтобы поделиться сокровенным, если вы это имели в виду. Между двумя пилотами, особенно если они ездят в одной команде, ничего подобного происходить не может: чтобы адекватно принимать происходящее, нужно держаться друг от друга на некоторой дистанции. Впрочем, Жак иногда позволял себе подшучивать над
моим возрастом - я все-таки на одиннадцать лет старше, но весьма тактично. Я тоже не оставался в долгу. На самом деле мы прекрасно ладили. Даже несмотря на то, что пресса до предела накалила атмосферу. Между нами всегда были здоровые отношения. Жак отличный парень, он прям, честен и очень профессионален. Он хочет стать чемпионом. И непременно им станет. Но... (Пауза, затем улыбка) Я все-таки быстрее его!... Он стал чемпионом, этот хороший парень Дэмои Хилл. И несправедливость, как сказал Джекки Стюарт, в самом деле исправлена. Но, наверное, многие надеялись: вот выиграет свой чемпионат - и наконец-то уберется из гонок этот непонятный человек, не принимающий правил игры этого мира и играющий только по своим правилам - правилам «фэйр-плэй», оставляющий без внимания шпильки в свой адрес и ни разу не опустившийся до того, чтобы унизить нелестным замечанием кого-то из соперников.
Но больше всех этого ждет один пожилой человек. Это Аллан Холлис, координатор производства на фабрике «Уильямс Гран-при инжиниринг» в Гроуве. Только вот он ждет ухода Дэмона из гонок совсем по другой причине. «Тридцать лет назад я держал на руках этого симпатичного мальчишку, сына Грэма...» -
говорит Холлис. Ведь тридцать лет назад, задолго до того, как начать работать с машинами сына, он был механиком отца в команде ВРМ. И мистер Холлис говорит себе, что история, которую так красиво возрождает Дэмон, станет еще красивее и, может быть, даже чуточку похожей на волшебную сказку, если закончится словами - про Дэмона и Джорджию: «Они жили долго и счастливо - и...»Вы когда-нибудь думали о собственной смерти, Дэмон?
Конечно. Как и любой гонщик. Но я обещал Джорджии, что закончу гоняться в 2000 году!