СТАТЬИ |
ДЭМОН ХИЛЛ: "У
МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ ЖДАТЬ"
(Интервью после окончания сезона 1997 года)
Схватка Жака Вильнева и Михаэля Шумахера на Гран
При Европы в Хересе отодвинула в тень множество
других событий, свершившихся в паддоках
последнего Большого Приза сезона. Без должного
внимания остались прощальная гонка Герхарда
Бергера и уход из Формулы 1 Юкио Катаямы, новый
двухлетний контракт между "Эрроузом" и
Педропаулу Динисом и последнее "прости",
сказанное королевским автогонкам мотористами
"Рено". Не слишком заметно произошло еще
одно событие - принудительное, скажем так,
"отречение от трона" Дэмона Хилла. Символично, что финальную гонку 48-го первенства, ту самую, которая превратила сдачу чемпионских полномочий их "де-факто" в "де-юре", Хилл закончил на том же круге, на котором Шумахер практически проиграл чемпионат. От чего неизбежные исторические реминисценции, вызванные обстоятельствами столкновения Шумахера и Вильнева, еще более усилились. |
Немного удачи не хватило Дэмону, чтобы победить в Венгрии в сезоне 1997 года |
— Это карма, — внешне совершенно бесстрастно
пожал плечами Хилл, услышав мой вопрос (я не была
оригинальна — мнение англичанина, входившего в
большинство завсегдатаев паддока, кто счел
"ошибку" Шумахера отнюдь не ошибкой, а
продуманным действием, на сей счет спрашивали
все.) — Кое-что, что предопределено свыше и
чего невозможно избежать. Честно говоря, еще
сегодня утром я был уверен, что Шумахер не
повторит маневра трехлетней давности — это ведь
окончательно испортило бы его имидж. Я ошибся.
Что ж, Бог ему судья. Я же рад за Жака. (Наш
разговор происходил в тесном, от силы метр
шириной, проходе между автобусами "Рено" и
"Вильямса", куда Хилл пришел поздравить
своего бывшего партнера и свою бывшую команду. В
руках у нас было по бокалу шампанского, но у меня,
в отличие от Хилла, еще и диктофон, который, если
честно, страшно мешал!). Три года назад многие
поспешили взвалить вину за аварию в Аделаиде на
меня, называя дураком. О Жаке такого не скажет
никто.
— А что вы сами можете сказать о вашем
преемнике на троне чемпиона мира ?
— Что он хороший гонщик. И в конце концов достиг
поставленной цели. Он — победитель, а
победителей не судят, не так ли? Но (смеется)
я все-таки быстрее его!
Конструктора Джона Барнарда (на снимке в центре) многие называют "кудесником Формулы 1" |
— Вы обижены на
"Вильямс" за то, что вас лишили возможности
отстаивать титул?
— Нет. Хотя бы потому, что прожил в этой команде
четыре прекраснейших года. Нет, даже шесть,
считая те, что был у них тест-пилотом. Ничто не
вечно, вы же знаете, а хорошее всегда кончается
быстрее, чем плохое. Но... Как бы это сказать... Мне
кажется немного странным, что ли, что наше
сотрудничество оборвалось как раз в тот момент,
когда я достиг по-настоящему высокого уровня! (Смеется.)
Иногда мне кажется, что Фрэнк на самом деле этого
не хотел. Просто он в какой-то момент не совсем
правильно перевел стрелки, а потом не смог
выпутаться из создавшейся ситуации.
— В этом сезоне Патрик Хэд не раз расхваливал
вас. Невольно начинаешь думать, что в
"Вильямсе" сожалеют о ващем уходе...
— Или — наоборот, вам не кажется ? Но меня это
совершенно не волнует. К тому же Патрик не из тех
людей, кто о чем-то сожалеет. Он как-то сказал мне,
что день, когда он оглянется назад, станет днем
его смерти. Вот такое мировоззрение у моих
философов из "Вильямса"! Все руководство
командой сосредоточено в руках Фрэнка и Патрика.
Все остальные ни при чем - ни пилоты, ни спонсоры,
ни те, кто поставляет моторы.
— А Том Уокиншоу как обращается с пилотами ?
— У него довольно тонкий подход. Он ведь сам
ездил, а потом руководил командой в
соревнованиях на выносливость, где пилоты делят
одну машину. Поэтому он как никто знает, что
каждый гонщик — личность, и эта личность
по-своему реагирует на одни и те же
обстоятельства. Том знает, что каждому нужно
определенное, скажем так, максимально комфортное
психологическое окружение. Думаю, Эдди Джордан
тоже умеет это. Ну а что касается Алена Проста, то
он на собственной шкуре испытал, что такое победа
в Гран При и в чемпионате, и знает, что для этого
пилоту нужны не только талант и желание.
— Кстати, об Алене...
— (Отвечает быстро, чтобы, видимо,
предотвратить неприятные для него расспросы).
Ален еще в самом начале сезона сказал, что был бы
рад видеть меня в своей команде. Я этим был очень
польщен. Он уникальный человек и выдающийся
гонщик, опыт работы с ним по сей день остается
самым ценным в моей жизни. И в роли хозяина
команды, уверен, он может добиться очень многого.
Поняв, что тема
взаимоотношений с Джорданом и Простом — табу, я
предпочла перевести разговор на менее опасные
рельсы.
— Вы без сожаления покидаете "Эрроуз" ?
Венгрия-97: Arrows №1 лидирует в гонке - ближайший преследователь отстает уже более, чем на 30 секунд! |
— Кто вам сказал? Мне здесь
было очень хорошо. И поработали мы, считаю,
отменно. Судите сами — сейчас машина быстрее
самой себя начала года на 4—5 секунд на круге.
Есть чем гордиться. А будь удача на нашей стороне,
мы смогли бы в этом сезоне открыть счет победам
"Эрроуза". Признаюсь, что незавершенное в
Будапеште несколько отравляет мое расставание с
командой.
— Чем атмосфера "Эрроуза" отличается от
обстановки в "Вильямсе" ?
— "Эрроуз" — хорошая, крепкая команда со
спортивным духом. Том знает, что Формула 1 в
первую очередь все-таки спорт, причем довольно
жесткий по отношению к тем, кто им занят. А потому
сделал все, чтобы в коллективе царила теплая,
дружеская атмосфера. Короче, у Тома здоровый
подход к гонкам. И у него должно получиться. Я
искренне желаю ему этого. Единственное, что меня
немного беспокоило и беспокоит, так это то, что
Формула 1 для Уокиншоу всегда будет всего лишь
одним из его многочисленных дел.
Собственные команды в BTCC и Ле-Мане, разработка мотоциклетного мотора для "Моденаса" — чем только ни занимается Том Уокиншоу |
— Поэтому вы предпочли "сменить прописку"
? Даже несмотря на приход в команду такого
конструктора как Джон Барнард ?
(Держит паузу, медленно отпивая шампанское.)
— Хорошо, давайте поставим вопрос иначе. Вы не
захотели еще на год остаться в развивающейся
"конюшне"?
— (Улыбается.) Вы правы. На будущий год мне
исполнится тридцать... м-м-м... 37? (Озадаченное
молчание) Черт, сколько мне сейчас-то З6? Ой,
нет, 37! Значит, в будущем сентябре мне исполнится
38, а поскольку я по-прежнему намерен закончить с
этим делом в сорок, особенно рассиживаться
времени нету. Ведь даже если Джон уже к
следующему сезону создаст чемпионскую машину
(кстати, его косметическое вмешательство в
"творчество" бывшего конструктора
"Эрроуза" Фрэнка Дерни дало
совершенно чудесный результат!), оторопь берет,
когда вспомнишь, сколько лет понадобилось, к
примеру, "Феррари", чтобы вернуться на
вершину. И это — с их-то финансовыми
возможностями и полной зацикленностью на
Формуле 1! Нет, у меня нет времени.
— Ральф Шумахер будет вашим седьмым партнером
по команде. Вы успели поездить с трема великими,
Простом, Сенной, Мэнселлом, с двумя честолюбивыми
новичками. Култардом и Вильневом. В этом году...
— Педро был моим самым лучшим напарником! (Хохочет).
Нет, правда. У нас не было никаких проблем. К тому
же он не позволял расслабляться — чуть что, сразу
у меня квалификацию выигрывал, и отовсюду
неслось:"Ха, Хилл-то хуже Диниса, а еще
чемпион!"
— А если серьезно?
— Педро классный парень и хороший гонщик, умный,
быстрый, просто еще не очень опытный. Том сделал
правильно, заключив с ним двухлетний контракт.
Только я открыла рот,
чтобы спросить — с Динисом, или с его деньгами,
как Хилл подмигнул, улыбнулся, приподнял бокал,
словно чокаясь со мной — и попросил: "Можно
последний вопрос ? Еще шампанского хочется..."
Три чемпиона Формулы 1 вновь за одним столом. Пресс-конференция накануне старта Гран При Венргии |
— Кстати, о шампанском.
Вам нравится марка "Моэт и Шандон"
(шампанское, которое вручают победителям)?
— Очень! Признаться, я подзабыл его вкус, но в
будущем году намереваюсь освежить впечатления.
И уже уходя, вдруг улыбнулся:
— Если вы думаете, что я и на этот раз шучу, то
ошибаетесь.
Рассмеялся — и исчез.
"Автомотоспорт-АМС", №12, 1997.
Беседу вела О.ЛИНДЕ, газета
"Спорт-Экспресс", специально для АМС. Фото DPPI