СТАТЬИ

ДЭМОН ХИЛЛ: "У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ ЖДАТЬ"

(Интервью после окончания сезона 1997 года
)

 

        Схватка Жака Вильнева и Михаэля Шумахера на Гран При Европы в Хересе отодвинула в тень множество других событий, свершившихся в паддоках последнего Большого Приза сезона. Без должного внимания остались прощальная гонка Герхарда Бергера и уход из Формулы 1 Юкио Катаямы, новый двухлетний контракт между "Эрроузом" и Педропаулу Динисом и последнее "прости", сказанное королевским автогонкам мотористами "Рено". Не слишком заметно произошло еще одно событие - принудительное, скажем так, "отречение от трона" Дэмона Хилла.
        Символично, что финальную гонку 48-го первенства, ту самую, которая превратила сдачу чемпионских полномочий их "де-факто" в "де-юре", Хилл закончил на том же круге, на котором Шумахер практически проиграл чемпионат. От чего неизбежные исторические реминисценции, вызванные обстоятельствами столкновения Шумахера и Вильнева, еще более усилились.

 

ams1.jpg (28793 bytes)
Немного удачи не хватило Дэмону, чтобы победить в
Венгрии в сезоне 1997 года


— Это карма, — внешне совершенно бесстрастно пожал плечами Хилл, услышав мой вопрос (я не была оригинальна — мнение англичанина, входившего в большинство завсегдатаев паддока, кто счел "ошибку" Шумахера отнюдь не ошибкой, а продуманным действием, на сей счет спрашивали все.) — Кое-что, что предопределено свыше и чего невозможно избежать. Честно говоря, еще сегодня утром я был уверен, что Шумахер не повторит маневра трехлетней давности — это ведь окончательно испортило бы его имидж. Я ошибся. Что ж, Бог ему судья. Я же рад за Жака. (Наш разговор происходил в тесном, от силы метр шириной, проходе между автобусами "Рено" и "Вильямса", куда Хилл пришел поздравить своего бывшего партнера и свою бывшую команду. В руках у нас было по бокалу шампанского, но у меня, в отличие от Хилла, еще и диктофон, который, если честно, страшно мешал!). Три года назад многие поспешили взвалить вину за аварию в Аделаиде на меня, называя дураком. О Жаке такого не скажет никто.

— А что вы сами можете сказать о вашем преемнике на троне чемпиона мира ?

— Что он хороший гонщик. И в конце концов достиг поставленной цели. Он — победитель, а победителей не судят, не так ли? Но (смеется) я все-таки быстрее его!

ams2.jpg (26925 bytes)
Конструктора Джона Барнарда (на снимке в центре)
многие называют "кудесником Формулы 1"

— Вы обижены на "Вильямс" за то, что вас лишили возможности отстаивать титул?

— Нет. Хотя бы потому, что прожил в этой команде четыре прекраснейших года. Нет, даже шесть, считая те, что был у них тест-пилотом. Ничто не вечно, вы же знаете, а хорошее всегда кончается быстрее, чем плохое. Но... Как бы это сказать... Мне кажется немного странным, что ли, что наше сотрудничество оборвалось как раз в тот момент, когда я достиг по-настоящему высокого уровня! (Смеется.) Иногда мне кажется, что Фрэнк на самом деле этого не хотел. Просто он в какой-то момент не совсем правильно перевел стрелки, а потом не смог выпутаться из создавшейся ситуации.

— В этом сезоне Патрик Хэд не раз расхваливал вас. Невольно начинаешь думать, что в "Вильямсе" сожалеют о ващем уходе...

— Или — наоборот, вам не кажется ? Но меня это совершенно не волнует. К тому же Патрик не из тех людей, кто о чем-то сожалеет. Он как-то сказал мне, что день, когда он оглянется назад, станет днем его смерти. Вот такое мировоззрение у моих философов из "Вильямса"! Все руководство командой сосредоточено в руках Фрэнка и Патрика. Все остальные ни при чем - ни пилоты, ни спонсоры, ни те, кто поставляет моторы.

— А Том Уокиншоу как обращается с пилотами ?

— У него довольно тонкий подход. Он ведь сам ездил, а потом руководил командой в соревнованиях на выносливость, где пилоты делят одну машину. Поэтому он как никто знает, что каждый гонщик — личность, и эта личность по-своему реагирует на одни и те же обстоятельства. Том знает, что каждому нужно определенное, скажем так, максимально комфортное психологическое окружение. Думаю, Эдди Джордан тоже умеет это. Ну а что касается Алена Проста, то он на собственной шкуре испытал, что такое победа в Гран При и в чемпионате, и знает, что для этого пилоту нужны не только талант и желание.

— Кстати, об Алене...

— (Отвечает быстро, чтобы, видимо, предотвратить неприятные для него расспросы). Ален еще в самом начале сезона сказал, что был бы рад видеть меня в своей команде. Я этим был очень польщен. Он уникальный человек и выдающийся гонщик, опыт работы с ним по сей день остается самым ценным в моей жизни. И в роли хозяина команды, уверен, он может добиться очень многого.

        Поняв, что тема взаимоотношений с Джорданом и Простом — табу, я предпочла перевести разговор на менее опасные рельсы.

— Вы без сожаления покидаете "Эрроуз" ?

ams5.jpg (17883 bytes)
Венгрия-97: Arrows №1 лидирует в гонке - ближайший
преследователь отстает уже более, чем на 30 секунд!

— Кто вам сказал? Мне здесь было очень хорошо. И поработали мы, считаю, отменно. Судите сами — сейчас машина быстрее самой себя начала года на 4—5 секунд на круге. Есть чем гордиться. А будь удача на нашей стороне, мы смогли бы в этом сезоне открыть счет победам "Эрроуза". Признаюсь, что незавершенное в Будапеште несколько отравляет мое расставание с командой.


— Чем атмосфера "Эрроуза" отличается от обстановки в "Вильямсе" ?


— "Эрроуз" — хорошая, крепкая команда со спортивным духом. Том знает, что Формула 1 в первую очередь все-таки спорт, причем довольно жесткий по отношению к тем, кто им занят. А потому сделал все, чтобы в коллективе царила теплая, дружеская атмосфера. Короче, у Тома здоровый подход к гонкам. И у него должно получиться. Я искренне желаю ему этого. Единственное, что меня немного беспокоило и беспокоит, так это то, что Формула 1 для Уокиншоу всегда будет всего лишь одним из его многочисленных дел.

ams3.jpg (21706 bytes)
Собственные команды в BTCC и Ле-Мане, разработка
мотоциклетного мотора для "Моденаса" — чем
только ни занимается Том Уокиншоу


— Поэтому вы предпочли "сменить прописку" ? Даже несмотря на приход в команду такого конструктора как Джон Барнард ?
(Держит паузу, медленно отпивая шампанское.)

— Хорошо, давайте поставим вопрос иначе. Вы не захотели еще на год остаться в развивающейся "конюшне"?


(Улыбается.) Вы правы. На будущий год мне исполнится тридцать... м-м-м... 37? (Озадаченное молчание) Черт, сколько мне сейчас-то З6? Ой, нет, 37! Значит, в будущем сентябре мне исполнится 38, а поскольку я по-прежнему намерен закончить с этим делом в сорок, особенно рассиживаться времени нету. Ведь даже если Джон уже к следующему сезону создаст чемпионскую машину (кстати, его косметическое вмешательство в "творчество" бывшего конструктора "Эрроуза" Фрэнка Дерни дало
совершенно чудесный результат!), оторопь берет, когда вспомнишь, сколько лет понадобилось, к примеру, "Феррари", чтобы вернуться на вершину. И это — с их-то финансовыми возможностями и полной зацикленностью на Формуле 1! Нет, у меня нет времени.

— Ральф Шумахер будет вашим седьмым партнером по команде. Вы успели поездить с трема великими, Простом, Сенной, Мэнселлом, с двумя честолюбивыми новичками. Култардом и Вильневом. В этом году...

— Педро был моим самым лучшим напарником! (Хохочет). Нет, правда. У нас не было никаких проблем. К тому же он не позволял расслабляться — чуть что, сразу у меня квалификацию выигрывал, и отовсюду неслось:"Ха, Хилл-то хуже Диниса, а еще чемпион!"

— А если серьезно?

— Педро классный парень и хороший гонщик, умный, быстрый, просто еще не очень опытный. Том сделал правильно, заключив с ним двухлетний контракт.

        Только я открыла рот, чтобы спросить — с Динисом, или с его деньгами, как Хилл подмигнул, улыбнулся, приподнял бокал, словно чокаясь со мной — и попросил: "Можно последний вопрос ? Еще шампанского хочется..."

ams4.jpg (27933 bytes)
Три чемпиона Формулы 1 вновь за одним столом.
Пресс-конференция накануне старта Гран При Венргии

— Кстати, о шампанском. Вам нравится марка "Моэт и Шандон" (шампанское, которое вручают победителям)?
— Очень! Признаться, я подзабыл его вкус, но в будущем году намереваюсь освежить впечатления.

И уже уходя, вдруг улыбнулся:
— Если вы думаете, что я и на этот раз шучу, то ошибаетесь.

Рассмеялся — и исчез.


"Автомотоспорт-АМС", №12, 1997.
Беседу вела О.ЛИНДЕ, газета "Спорт-Экспресс", специально для АМС. Фото DPPI

 

Назад


Hosted by uCoz