СТАТЬИ

В этом сезоне на старт “Формулы-1” впервые вышли сразу четыре чемпиона мира, Но один из “Большой четверки” англичанин Дэмон ХИЛЛ, на середине дистанции объявил, что этот чемпионат для негопоследний.

НА ПОСЛЕДНЕМ КРУГЕ

О чем думал Дэмон Хилл 11 июля 1999 года в 14 часов 52 минуты и 47 секунд по Гринвичу? Предвижу удивление: зачем, мол, такая точность? Затем, что именно в этот момент англичанин подходил к последнему в его карьере кругу по автодрому в Сильверстоуне. Так, по крайней мере, объявил он сам. Но, скорее всего, никаких посторонних мыслей в голову ему в этот момент не приходило и прийти не могло: когда ты на трассе, не до размышлений. Хиллу требовалось занять перед поворотом Коупс левую траекторию, плавно коснуться педали тормоза, сбивая скорость с 300 до 245 километров в час, нажать левой рукой кнопку на руле, переходя с шестой на пятую передачу. Впереди были три с половиной G боковой перегрузки, тянущие машину влево, и момент, который надо было уловить, чтобы придавить акселератор, избежать заноса, не потерять драгоценной скорости и выйти на идеальную траекторию для последующего разгона.

Впрочем, об этом Хилл тоже не думал: все эти движения по времени сжаты в считанные секунды и могут проделываться лишь на уровне рефлексов. И только после финального круга можно было расслабиться и предаться самым разнообразным мыслям. В том числе и той, которая беспокоила в этот момент всех болельщиков Хилла: неужели действительно подошло время заканчивать карьеру? Действительно ли сделано все, что он хотел и о чем мечтал? И действительно ли он готов через две недели смотреть «Гран-при Австрии» по телевизору, вытянув ноги перед камином и впервые за много лет не чувствуя под ними педалей?

Поводов для сомнений было более чем достаточно. Непонятно вообще, как чемпион мира, первым в истории выигравший для «Джордана» Гран-при и в межсезонье метивший чуть ли не в претенденты на титул, посреди чемпионата решил уйти в отставку. И как в нем, номинальном лидере команды, засомневались даже собственные механики и инженеры. Попробуем разобраться.

Вся карьера англичанина была похожа на американские горки — то вверх, то вниз. После блестяще проведенной концовки прошлого чемпионата он явно находился на подъеме. Напомню, что тогда благодаря подвигам на трассах Хилла и Ральфа Шумахера, а также усилиям пришедшего из «Тиррелла» молодого инженера Майка Гэскойна «Джордан» начал не только попадать в шестерку, но и регулярно бороться за призовые места. Сезон-98 начался для команды провально — за первые восемь этапов в ее активе не прибавилось ни очка. Но 30 августа Хилл и Шумахер-младший потрясли всех, заняв обе первые ступеньки на пьедестале «Гран-при Бельгии». Еще большей сенсацией стало итоговое четвертое место «Джордана» в Кубке конструкторов, где более десяти лет потеснить кого-то из грандов в лице «Феррари», «Макларена», «Уильямса» и «Бенеттона» не удавалось никому.

Перед началом нынешнего чемпионата все предварительные прикидки позволяли предположить, что прошлогоднее восхождение «Джордана» было только началом. Предсезонные тесты и показанная на них машиной скорость говорили о серьезном прогрессе не только шасси, полностью сконструированного Гэскойном, но и мотора «Мюген-Хонда». Ведь японские мотористы уже всерьез готовились к полномасштабному возвращению «Хонды» в «Ф-1», и средства, брошенные на новое поколение моторов, на порядок превышали затраты прошлых сезонов.

Дополнительную мотивацию, как ожидалось, должна была дать здоровая конкуренция пилотов ирландской конюшни. Хилла и его нового напарника Хайнца-Харальда Френтцена едва ли можно было назвать друзьями. Особенно если вспомнить, что именно ради последнего Фрэнк Уильямс без сожаления расстался в 1996 году с Хиллом. Уже в конце прошлого сезона, когда взлет «Джордана» и закат «Уильямса» постепенно уравнял возможности этих машин, мы не раз и не два наблюдали невероятно красивые и напряженные, колесо в колесо, схватки между немцем и англичанином. При этом нельзя не отметить, что баталии эти никогда не выходили за рамки правил и не приводили к столкновениям. Стоит ли говорить, как предвкушали поклонники автогонок грядущую дуэль Хилла и Френтцена на одинаковых машинах, тем более в составе команды, традиционно не разделяющей своих пилотов на первого и второго.

Но дуэли не получилось. В Австралии Френтцен пришел к финишу вторым в считанных секундах от выигравшего Ирвайна. А Хилл в одном из первых же поворотов столкнулся с «Простом» Ярно Трулли и вылетел с трассы. Но это не встревожило, а только успокоило болельщиков англичанина: один проваленный уик-энд еще ни о чем не говорит, зато потенциал машины был явно на уровне. А значит, Хилла ждет хороший сезон, призовые места, а то и победы. И теперь-то уж ему наверняка удастся достойно выглядеть в «Большой четверке» чемпионов мира.

Второй «Гран-при», в Бразилии, несколько пошатнул этот оптимизм. Квалифицировался Хилл лишь седьмым, но впереди Френтцена. А потом провалил старт и вновь столкнулся на первых кругах, на этот раз с Вурцем. Френтцен тем временем провел гонку безукоризненно и опять попал на пьедестал.

Но настоящим разочарованием даже для самых преданных фанатов англичанина стала, как ни странно, Имола. «Странно» — потому что именно там он набрал первые в этом сезоне очки, финишировав четвертым. Но все дело в том, что на последних кругах, догнав Рубенса Баррикелло, чей «Стюарт» шел явно медленнее «Джордана», Хилл не решился его атаковать — видимо, опасаясь нового столкновения. И все это увидели. Френтцен же, хотя и сошел за несколько кругов до финиша, поскользнувшись на масле от взорвавшегося мотора «Феррари» Эдди Ирвайна, держался вплоть до этого момента на третьей позиции, вновь намного опережая напарника.

Стало ясно, что ситуация в «Джордане» начала приобретать критический характер. Даже Эдди Джордану пришлось публично выразить недоумение средними результатами своего английского пилота, заверив, однако, прессу, что скоро все придет в норму.

Ответный удар Хилл наметил на Монако, где он всегда блистал, но никогда не выигрывал из-за механических проблем (в отличие от своего отца: Грэм Хилл одержал на улицах Монте-Карло пять побед). На этот раз Хилл-младший был твердо настроен прийти первым — не меньше. А чтобы поправить свою репутацию в глазах болельщиков и прессы, вернулся к провальному началу сезона. Обвинив в своих неудачах аварии, он великодушно простил тех, с кем сталкивался: «Избежать аварий было бы очень легко, но любой маневр при обгоне предполагает хотя бы минимальное сотрудничество со стороны соперника. Это он должен сделать так, чтобы столкновения не было. Однако начинающему пропустить кого-то вперед психологически тяжело. Сам был таким. В 1993-м, в мой первый полный сезон, помню, как несколько раз серьезно помешал Сенне. И вот однажды после гонки он позвал меня в свой командный фургон. Не поверите, но я был на небесах: мне выговаривает сам Айртон Сенна! Уверен, те же ребята, что вытолкали меня с трассы в Мельбурне и Сан-Паулу, лет через пять будут так же негодовать по поводу дебютантов, которые отправят в гравий их самих. Для того чтобы понять, как глупо разбивать две машины, нужен опыт. И он же поможет смириться с тем, что сегодня кто-то смог вас обойти.»

Публика была удовлетворена объяснением. Добейся Хилл хорошего результата в Монако — и вновь оказался бы на коне. Но... Хилл квалифицировался 17-м (!). а в гонке сошел уже на втором круге, буквально протаранив после неудачной попытки обгона своего же бывшего партнера Ральфа Шумахера. А Френтцен? Немец был верен себе — старт с шестого места и финиш на четвертом. Стоит ли говорить, что после этого ситуация в команде испортилась окончательно.

Эдди Джордан долго говорил с Хиллом наедине, пытаясь выяснить, что творится с пилотом и чем ему можно помочь. Вразумительного ответа он так и не получил — Хилл лишь пообещал исправить ситуацию в Испании. И отчасти исправил: в Барселоне он проиграл Френтцену всего три места в квалификации и в отличие от партнера благополучно дошел до финиша, порадовав к тому же публику красивым обгоном Баррикелло на последних кругах. Но очков опять не набрал, финишировав седьмым. Вот там-то чемпион мира-96 и принял решение, о котором тогда никому, кроме близких, не сказал: если на следующем этапе, «Гран-при Канады», резко выправить ситуацию не удастся, этот сезон станет последним. Так что уже в аэропорту Монреаля, улетая после гонки, Хилл знал то, о чем несколько дней спустя сообщил всему миру. Если говорить о формальных результатах, то на этот раз он Френтцену вроде и не проиграл — оба сошли с дистанции. Но уж очень по-разному. Немец стартовал шестым и провел великолепную гонку, в которой за какие-то три круга до финиша шел на второй позиции. Но взорвавшийся задний левый тормозной диск отправил его в стену из старых покрышек. Хилл же, уйдя на трассу лишь 14-м, уже на первых кругах врезался в стену по собственной вине и разбил машину.

Очередной позор переполнил чашу терпения: в разосланном по редакциям мировых агентств и изданий коммюнике он объявил, что уходит. Объяснил, что не может привыкнуть к новому рисунку передних шин, введенному с этого года, поблагодарил фанатов и пообещал во всех оставшихся в этом году «Гран-при», несмотря ни на что, выкладываться на полную катушку, чтобы помочь команде завоевать третье место в Кубке конструкторов. Заканчивалось заявление словами: «Я никогда не спущу боевого флага».

Увы, флаг оказался спущенным уже несколько дней спустя, во Франции. Там Хилл в квалификации вообще лишил себя права выйти на старт. Такого с ним не случалось с дебютного 1992 года. Сжалившись, судьи все же допустили экс-чемпиона к гонке, но продержался он в ней только до первой дозаправки, когда, столкнувшись на выезде из боксов с «Эрроузом» Педро Де Ла Розы, пропахал все полосы безопасности, вернулся на замену переднего спойлера, отстал на два круга и в итоге сошел окончательно, сославшись на перебои в работе мотора. А выиграл гонку Френтцен. Можно понять чувства Хилла, бросившего в сердцах репортеру английского телевидения: «Это не просто мой последний сезон. Это была моя Последняя гонка!»

Британская пресса словно взбесилась, пытаясь выяснить, была ли эта реплика продиктована вспышкой эмоций или реально принятым решением. Пока адвокаты, финансисты и спонсоры «Джордана» разбирались в контрактах, пока хозяин команды срочно вызывал своего испытателя Синдзи Накано и безработного Йоса Ферстаппена, пока болельщики сходили с ума, Хилл думал. Результатом раздумий стало половинчатое решение: прессу известили о том, что в Сильверстоуне Хилл выйдет-таки на старт — «ради болельщиков и спонсоров». О дальнейших планах на сезон не сказали ни слова.

«Гран-при Великобритании» для англичанина всегда был не только домашней, но и особой гонкой. В Сильверстоуне он дебютировал в 1992-м, едва не выиграл в 1993-м, победил год спустя, еще через год столкнулся с Шумахером, вылетел с трассы в чемпионском 1996-м, наконец, набрал первое очко в 1997-м, спасая провальный сезон в «Эрроузе». Уже по ходу гоночного уик-энда о планах на будущее Хилл по-прежнему молчал. Более того, откровенно игнорировал журналистов и даже хамил им на пресс-конференциях, чего прежде никогда не случалось. Вероятно, он действительно не знал, что будет делать после финиша.

Так что, возвращаясь к завязке нашего рассказа, после завершения «Гран-при Великобритании» Хилла ожидало нелегкое решение — уйти или остаться. В пользу второго варианта говорили неплохо в целом проведенная гонка и невероятный энтузиазм воспрянувших болельщиков, изо всех сил убеждавших его продолжать борьбу. Выбора Хилл вопреки собственным обещаниям так и не сделал: из Сильверстоуна он уехал, оставив журналистов и публику в неведении. И только несколько дней спустя появилось очередное коммюнике: Хилл остается до конца сезона.

Думаю, он очень быстро об этом пожалел. В Австрии Хилла ждал холодный прием, особенно резко контрастировавший с восторгами британских фанатов. Прессе надоел бесконечный сериал, начинавший отдавать венесуэльско-колумбийским привкусом. Журналисты, оскорбленные поведением Хилла в Англии и уверенные в том, что он всего лишь пытается сделать себе рекламу, в Шпильберге подвергли англичанина обструкции. Думаю, зря: более чем уверен, что Хилл не морочил нам голову, а действительно колебался, какое решение принять. Другое дело, что подана вся эта история была довольно неуклюже, но что поделаешь — в отличие от Шумахера у Хилла нет мощных имиджмейкеров, а сам он никогда особым талантом к общению с публикой не отличался.

В Австрии Хилл стартовал одиннадцатым и приехал восьмым, отстав на круг, в то время как Френтцен и квалифицировался, и финишировал четвертым, принеся в копилку команды очередные три очка.

Но настоящий позор ждал англичанина в Германии. В то время как Френтцен стоял на старте в первом ряду, проиграв в квалификации лишь пять сотых секунды Хаккинену, а потом попал в призеры, Хилл стартовал лишь восьмым, а в гонке... отказался от борьбы на 13-м круге. Просто заехал в боксы, вышел из машины и послал подальше механиков, инженеров, а заодно и подвернувшихся журналистов. А потом уехал с автодрома, не сказав ни слова Эдди Джордану, с ужасом взиравшему на эту сцену. Позже Хилл уверял, что у него на машине барахлили тормоза, но ни телеметрия, ни детальное обследование не показали ни малейших отклонений от нормы. И ведь точно такие же тормоза были у Френтцена...

Когда-то безвестного испытателя и среднего пилота «Ф-3000» взяли в чемпионскую команду партнером самого Алена Проста. Тогда английские газеты выходили с заголовками From Zero to Hero («Из нулей в герои»). Теперь ситуация была обратной — Хилла публично называли трусом, и мечты о том, чтобы уйти красиво, таяли как дым. Спасти то, что еще осталось, могла только Венгрия.

На «Хунгароринге» Хилл выигрывал дважды (в том числе и одержал первую победу в карьере). Под Будапештом же выдал невероятную гонку в 1997-м, когда чуть не выиграл за рулем скромного «Эрроуза», упустив победу на последнем круге из-за проблем с коробкой передач. С 1993 года Хилл ни разу не опускался здесь ниже четвертого места. Ни разу — до нынешнего сезона, когда успех нужен был как никогда. Но на одной из лучших машин чемпионата он квалифицировался лишь шестым и шестым же в воскресенье закончил совершенно безликую гонку, зачем-то победно взметнув на финише руку

Впрочем, тем, кто продолжает болеть за Дэмона Хилла — а их, несмотря ни на что, немало, не стоит отчаиваться. Его последний (если последний) сезон еще не окончен. Этот номер «СЭ журнала» выйдет в свет накануне «Гран-при Италии». А пока он будет печататься, Хилл успеет выступить на «Гран-при Бельгии». На автодроме в Спа он выигрывал уже трижды. И именно там, напомню, произвел на пару с Шумахером-младшим сенсацию сезона-98. Может, и теперь?

А.Попов

по материалам "СЭ Журнала"

back.jpg (1030 bytes)


Hosted by uCoz