СТАТЬИ

Гран при Англии 99 своими глазами

Начать наверное следует с пятницы, когда я добирался до автодрома. Так как никакой туристической путевки у меня не было, добираться приходилось своим ходом, что оказалось не очень простым занятием. Прибыв в ближайший к автодрому большой город - Northampton, я стал искать какой-нибудь автобус, идущий в Сильверстоун, но как это не странно, такового не оказалось. Через час тщетных попыток найти что-нибудь, что довезет меня до трассы, я совершенно случайно наткнулся на маленькую табличку, возле бюро информации, говорящую, что в дни проведения гран при, будет ходить специальный автобус прямо к трассе. Не знаю кто ее так удачно прикрепил, но я ее заметил только когда осматривал обьявления раз наверное в четвертый. К моему удивлению, в отделе информации о таком автобусе ничего не знали. Но так как само обьявление гласило, что такой автобус есть, мне ничего не оставалось, как ждать указанного времени и надеяться. Наконец приехал двухэтажный автобус с табличкой "to Silverstone". Я уж не говорю, что он опоздал на двадцать минут, так водитель еще сказал, что если не будет 10 человек, то автобус никуда не поедет. А кроме меня, в этот автобус садиться никто не собирался, правда внутри уже сидели двое мужиков, один из которых был в кепке Хилла и с флагом команды Джордан, а второй, как я понял из их разговора, был фанатом Михаэля Шумахера. Простояв на вокзале около полу часа, водитель что-то пробурчал себе под нос, завел мотор, и к моему удивлению мы втроем все-таки поехали в направлении Сильверстоуна.

По прибытии на место, было уже около семи часов вечера и народ беспрерывной толпой выходил с территории автодрома. Я решил для начала осмотреть окрестности, и начать решил от главного входа.

Главный вход на территорию трассы

Подойдя к главному входу, я увидел будку с надписью Ticket sales, и так как у меня был билет только на субботу, то я с надеждой приобрести билет на воскресенье, пошел в ее направлении. Уже из далека я увидел слова Sunday tickets are sold out!!! Тогда я решил проверить ограду по периметру в надежде найти брешь в системе секьюрити :о), но не успел я сделать и пары шагов, как ко мне подошел молодой человек с табличкой "tickets wanted" Я ему сказал что ничем помоть не могу и уже собирался идти дальше, но увидел что из кармана его рубашки торчит толстая пачка билетов, а табличка, видать, была для отвода глаз, так как билеты перепродавать нельзя.  На вопрос - сколько стоит билет на воскресенье, он ответил что дешевле я не найду, потом добавил - сто сорок фунтов. Ну я подумал, что лучше не рисковать и не лезть через ограду, а все-таки купить билет. Как только я не пытался снизить цену, ничего не помогло, пришлось за сто сорок фунтов купить билет стоимостью восемьдесят пять фунтов, но я об этом не жалел.

Весь оставшийся день я гулял в окрестностях трассы и непосредственно в самой деревне Сильверстоун. Как оказалось это название деревни, в которой находится трасса, а не самой трассы, как я думал. Фактически, эта деревня состоит из одной улицы, название которой - Graham Hill Street.

Улица Грэхма Хилла

Удивило огромное количество продаваемых сувиниров, даже вне территории трассы. Каждый маленький магазинчик и киоск предлагал приличный выбор формулических аксесуаров, даже в барах можно было купить как минимум кепку Дэмона Хилла. Еще было непревычно видеть огромное количество "Порше", "Феррари", "Ламборгини" и других, экзотических для нашей местностии машин, наполнявших прилегающие к автодрому стоянки. Вообщем время летело незаметно. В десять вечера открылся довольно нехилый парк атракционов, в котором можно было так же купить все, что имеет отношение к Ф1, причем в прямом смысле, там даже целый болид продавался - Джордан образца 92, цену я правда не узнавал. Таким образом, оставив довольно приличную часть своих финансов, я покинул этот лунапарк около четырех ночи и направился в местный бар, где и решил остаться на остаток ночи. Там всю ночь велись горячие беседы фанатов, которые глотали пиво литрами и считали своим долгом говорить громче всех, так что себя можно было слышать с трудом. Часам к пяти, шум поутих, так как большинство посетителей или удалились или заснули прямо в баре с кружкой пива в руке, надо признать я и сам вздремнул пару часиков :о)

Часов в семь утра, я вошел на территорию автодрома. Не смотря на то, что я провел почти бессонную ночь, настроение было отличным. На каждом входе стояла Феррари образца 97, но особого внимания она у меня почему то не вызвала, поподробнее я ее рассмотрел, только ближе к вечеру, когда делать особо было нечего.

Такая Феррари украшала каждый вход

Почти каждая команда имела свой "уголок" на территории трассы, где продавались сувениры и проводились конкурсы. Пройдя по отделам всех команд, обнаружил, что цены тут на порядок выше, чем вне автодрома, хотя там тоже продавались оригинальные вещи. В программе обещали всех желающих покатать по трассе на автобусе, на сие мероприятие выделялся один час - с семи до восьми часов утра. Когда я подошел к месту отправки без четверти восемь, там стояла довольно приличная очередь, но к счастью она продвигалась довольно быстро и я все же попал на последний автобус. Кататься по трассе, как оказалось, означало проехать один круг, но и это было довольно круто. Честно говоря не ожидал, что трасса такая широкая. Даже на автобусе скорость не падала ниже пятидесяти километров в час, а максимальная скорость у нас была около ста двадцати километров в час, для автобуса совсем не плохо.

На автобусе в повороте stowe довольно страшно

К девяти часам я пошел занимать свое место на трибуне, которая находилась в самом начале финишной прямой, у въезда на пит-лайн. Смотреть практику, надо отметить, пришло не очень много народу. Основная масса людей продолжала ходить по территории трассы в поисках не знаю чего. Ну вот заревели моторы, и болиды начали проноситься один за другим. Смотреть Ф1 с трибуны оказалось менее понятно, если так можно сказать, но зато более интересно, чем по телеку. Дело в том, что расставленные по всей трассе огромные экраны, не сильно способствовали просмотру, так как ближайший из них находился так далеко от меня, что там вообще ничего было не разобрать, я уж не говорю о цифрах, тобишь о временах, показанных гонщиками. Как оказалось, во время проведения гонки, работало специальное радио (Radio Silverstone) и телевидение (Silverstone TV) где все подробно освещалось в прямой трансляции. Но так как я об этом узнал только на месте, ни плейера, ни тем более телевизора у меня с собой не было. За то даже с закрытыми глазами можно было узнать, когда мимо проезжает Дэмон Хилл. В это время всегда стоял такой гул, что даже звука мотора не было слышно :о) Кстати, как оказалось, самая популярная команда в Англии вовсе не Макларен, как логично было бы предположить, и не Уильямс, что было бы тоже довольно логичным, а Джордан. Такое количество флагов, кепок и другой символики Джордана можно сравнить разве что с количеством символики Феррари на гран при Италии.

Фанаты Дэмона и команды Джордан явно преобладали

В промежутке между утренними практиками и квалификацией наступило время конкурсов. Самый внушительный из которых проходил на территории команды Феррари. Там каждый мог сфотографироваться в одежде команды, показывающим Шумахеру табличку, зазывающую на пит-стоп. Вот только для этого они использовали какие-то дебильные одноразовые фотоаппараты и в итоге фотография не получилась :о( Еще там можно было по-быть механиком, меняющим колесо на питстопе. Этот конкурс проводился параллельно на двух машинах, на перегонки, так сказать. Показавший лучшее время дня, а к моменту моего пребывания там (около 12:00) рекорд составлял три с копейками секунды, получал право смотреть гонку из боксов команды вместе с механиками.

Иногда замена одного колеса занимала до двух минут :о)

Так же, там можно было посмотреть фильм о работе команды во время тестов, посмотреть выступление, так сказать, группы поддержки Феррари, представительницы которой начинали свое выступление одетыми в комбезы Феррари и еще много другой одежды, а заканчивали его почти совсем без одежды (кстати, видимо по этой пречине, вход в этот развлекательный комплекс Феррари разрешался только с 18 лет), а так же поучаствовать в конкурсе знатаков, где я и ложанулся довольно не плохо. Дело в том, что для участия в нем, вызвали 3 человека на сцену, и задавали вопросы, на которые надо было отвечать. Ведущий вызвал меня, а я со своим знанием англиского решил не позориться и отказался, а  зря. Сначала надо было сказать сколько детей у Шумахера и тот кто ответил неправильно отсеивался, а потом надо было сказать сколько побед у Феррари в Ф1. Как оказалось, я мог легко победить, так как один из финалистов сказал что у Феррари 50 побед, а второй сказал что 180, а я знал что их 120 с лишним. Выйграл тот, кто оказался ближе к правильному ответу, а призом оказался VIP билет на гонку следующего года. Обыдно, не правда ли. Следующий конкурс, в котором мне довелось поучаствовать, проводился командой Джордан. Это даже был не конкурс, а скорее лотерея. Раздавали билетики, и там надо было стереть три кружка, и если на всех трех оказывалась джордановская пчела, то давали флаг, если только на двух - тоже флаг, только меньшего размера, если на одном - фирменные джорданавские затычки для ушей, ну а если ниодной пчелы не было, то ничего не давали. Я хотел конечно флаг выйграть, но с первого раза я ничего не выйграл, со второго выйграл затычки для ушей, с третьего опять ничего и с четвертого опять затычки для ушей. Больше получить билетик мне не удалось, так что флага у меня не было. Эта лотерея, кстати, была только для курящих, было смешно смотреть, как наивные англичане подходили за билетиком, и когда они отвечали нет, на вопрос о том, курят ли они, им билетик не давали. Я естественно сказал что курю, хотя на самом деле это не так, лишь бы билетик получить :о)

На стенде Джордана стоял болид, на котором Дэмон ехал гонку в Имоле 99

К часу дня трибуны были уже прилично заполнены, квалу все-таки большинство пошло смотреть. Квалификация, вообщем-то, прошла так же как и практика, только в теперь, каждый раз, когда Дэмон проезжал мимо, стоял уже не гул, а самый настоящий рев, так как народу было в несколько раз больше. Единственных экшином, который я смог наблюдать со своего места, был разворот Жана Алези в повороте brooklands, который публикой приветствовался на ура. Еще было несколько небольших ошибок других гонщиков в последней связке поворотов, каждая из которых отзывалась оханьем и аханьем трибун. По окончании квалы, еще пол часа народ развлекал какой-то мотоциклист, который показывал всякие фокусы, типа кручения на месте и езде на переднем колесе.

Пару раз он чуть не упал, ну а в целом смотрелся довольно эффектно

До гонки Ф3000 оставалось около полу часа и народ опять ринулся гулять. Команда Стюарт проводила соревнования по компьютерному симулятору, по три человека залезали в настоящие кокпиты и гоняли друг с другом. Я, правда, со своими двумя метрами роста туда залесть не пытался, скорее всего правильно и сделал.

Примерно на таком болиде каждый мог погонять, правда только по виртуальной трассе

На три часа было назначено явление народу Ральфа Шумахера. Появился он без опоздания, ответил на вопросы по поводу завтрешней гонки и в конце подписал несколько плакатов со своим изображениям и раздал их впередистоящим, а для сзадистоящих, типа меня, он подписал несколько кепок и кинул их в наши ряды, одну из которых мне удалось поймать. Надо признать, Ральф оказался более приятным чуваком, чем я ожидал. Думаю после ухода Дэмона, у него есть реальный шанс получить хорошую часть его болельщиков. Примерно такое же явление народу было назначено на 16:40 и для Дэмона Хилла.

Ральф охотно поделился планами на гонку с присутствующими

В три часа я пошел смотреть Ф3000. Честно говоря, особого интереса она у меня почему-то не вызывала, а шум моторов Ф3000 по-моему оказался еще громче чем у Ф1. А какой там стоял шмон. Их выхлопные газы воняют просто отвратительно. Через пол часа, от этой вони у меня крыша съезжать начала. Хорошо встреча с Хиллом была уже не загорами и в надежде занять место поближе я в четыре часа я покинул свое место на трибуне. Как оказалось, я зря надеялся. Там было уже столько народу, что я еле поместился в последние ряды.

Сначала на сцене появился Эдди Джордан. Публика его приветствовала так, что у меня уши заложило. Только через две минуты у меня их отложило, как сразу опять заложило с тройной силой, потому что на сцене появился Дэмон. Он так же ответил на несколько вопросов, а потом начался небольшой концерт. Эдди сидел за ударными, Дэмон играл на гитаре, а пел какой-то чувак, вроде как известный джазист или что-то типа того. Разбрасывания кепок с автографами, которого я ждал, не случилось и по окончании концерта, Дэмон и Эдди удалились, пообещав интересную гонку. Эдди Джордан, как я и ожидал, оказался довольно веселым чуваком. Он то и дело разные шуточки откалывал, веселя публику.

Несмотря на неудачный сезон, Дэмон пребывал в хорошем настроении

Что бы посмотреть на живого Дэмона, пришлось отказаться от просмотра второй квалы Порше, хотя там ничего интересного вроде и не было. На пол шестого была назначена гонка Ф3, но она оказалась такой короткой, что я даже вникнуть в суть не успел. После этого, около шести вечера должна была состояться встреча с Эдди Ирвайном. Особого желания увидеть его у меня не было, так что я ,проходя мимо, посмотрел и послушал его из далека. Он оказался таким же телегой как я и думал, понтится на пустом месте и пытается всех подколоть. Короче сам пошутил, сам посмеялся. В18:15 началась гонка MGF Cup. Скорости там не очень большие, за то постоянно идет контактная борьба, что придает дополнительный интерес. Было б наверно прикольно если бы болиды Ф1 толкались в каждом повороте :о)

Эта гонка была последним мероприятием субботы, а потому, по ее окончании большинство направилось с территории трассы в палаточный лагерь, который к вечеру субботы достиг довольно внушительных размеров, и прилегающие общественные заведения. С того момента как я приехал к трассе, машины подъезжали круглосуточно и непрерывно, так что и в лунапарке, и в прилегающих барах было столько народу, что развернуться можно было с трудом. Как только стемнело, начался, можно так сказать, салют, который длился всю ночь. Все, кто жил в палатковом городке притащили ссобой всякие феерверки, так что ощущение было такое, что идет война, или как минимум наступил новый год. Особенно усердствовали две группы фанатов, которые соревновались между собой в громкости и яркости своих феерверков. Ближе к часу ночи, несколько фанатов Феррари чуть было не нарвались на неприятности. Прилично поддатые, они вышли из бара, и начали наезжать на ближайших фанов Хаккинена. Проблема была в том, что их было четверо, а рядом как раз тусовалась группа Хаккинистов, человек так ...дцать и они явно не собирались оставлять обидчиков без внимания. Но на счастье последних, сразу подъехал микроавтобус полиции, откуда вылезли хлопцы этак два на два, которые забрали ферраристов и увезли в неизвестном направлении.

В воскресенье, вход на трассу открывался в пять часов утра. Так как всю ночь гремел салют, то поспать мне не удалось, да и не хотелось. Я гулял по окресностям, раздумывая о том, откуда смотреть гонку. Напомню, что билет на воскресенье у меня был без места на трибуне. В надежде на стартовые аварии, я решил быть на восточной стороне трассы, где-нибудь между поворотами copse и stowe. Часа в четыре, я подошел к нужному мне входу и увидел там довольно приличную очередь. Вот что значит настоящие фаны Ф1, они с вечера заняли очередь перед входом, что бы занять самые удобные места у трассы. Пришлось целый час стоять там, дабы не пропустить никого вперед себя. А ночь, надо признать, была очень холодной. Это называется английская погода - когда днем стоит жара градусов тридцать, а ночью холодрыга сумасшедшая.

Ну вот в пять утра ворота открыли и все бегом бросились занимать лучшие места, а так как я не выбрал определенного места просмотра, то побежал за всеми. Обосновался я на выходе из copse, но первый круг решил смотреть на hangar straight,откуда видно и связку поворотов becketts и chapel, и поворот stowe. С утра над трассой был густой туман, в котором еле виднелись проезжающие по трассе машины FIA.

С утра над трассой был сильный туман

К половине девятого трассу освободили и началась утренняя тренировка. На тренировке были видны многие детали, которых не по телевизору. Например, как гонщики практикуются стартовать, или как специально пускают болид в занос, что бы проверить балланс. Вообщем тренировка прошла без особых происшествий, только в конце трибуны взорвались диким ревом, когда коментатор объявил, что на последних секундах Дэмон занял четвертое место.

Через двадцать минут после окончания тренировкиначалась гонка Porsche Pirelli Supercup, где было много красивых обгонов и контактной борьбы. Когда гонка закончилась, открывался свободный часик, который я решил использовать для обеда, а заодно прошелся по главной улице в поисках чего-нибудь интересного. В день гонки, особое оживление наблюдалось около киосков, если так можно сказать, с символикой команд и гонщиков Ф1.

Это я на главной улице. Народу было столько, что идти оказалось довольно трудно

К 10:15 я вернулся на свое место. Как раз начался парад гонщиков на старинных Роллс Ройсах, возглавляла который машина с гонщиками команды Джордан. Дальше, ехали гонщики Макларена, Феррари и всех остальных команд. Народ даже встал, приветствуя своих кумиров, а маршалы подбежали начали пускать ракеты.

Возглавляла колонну Роллс Ройсов машина Хилла и Френтцена

После этого, на трассе показалась новая супер-машина Макларен. По словам коментатора, она существует пока только в эдинственном экземпляре и совмещает в себе все новейшие технологии Ф1. Она проехала пару кругов по трассе, но особо не разгонялась. Видимо Рону Деннису не хотелось рисковать столь ценным механизмом.

В одиннадцать часов начались подготовки к старту.Прошел парад, уборочные машины подмели трассу, а специальный грузовик развез каждому маршалу по огнетушителю. Ровно в двеннадцать часов семь минут на горизонте появилась эскадра Красных Стрел. Это элитное подразделение королевских военно-воздушных сил (Royal Air Forces Red Wings). Они в течение восемнадцати минут кружили над трассой, показывая разные трюки и фокусы. Надо сказать, это у них получалось не плохо. Иногда самолеты пролетали буквально в полуметре друг от друга.

Мертвая петля в исполнении Красных Стрел

За пол часа до старта, на трассу начали выезжать болиды. Они делали пару прогревочных кругов и занимали свое место на стартовой прямой. В час дня по местному времени, пелетон ушел на прогревочный круг, и несколькими минутами позже, по сигналу светофора, началась гонка. При появлении лидеров, трибуны зашелестли флагами, загудели духовые гуделки, представление началось. Еще через минуту трибуны громко ухнули, увидев на экранах аварию Михаэля Шумахера. Гонка была остановлена и к месту происшествия понеслись машины FIA и машина скорой помощи. Я аварию видел из далека, но все равно, зрелище это было не самое приятное. Михаэля положили в машину скорой помощи и отвезли на вертолетную площадку в середине трассы, откуда на вертолете, его отправили в ближайшую больницу. Минут через двадцать, по трассе объявили, что у Михаэля сломаны обе ноги, но его жизнь в не опасности. Все сразу помрачнели, настроение приупало. Тем временем состоялся второй старт и гонка началась заново. Первые активные возгласы трибуны подали, когда Мика Хаккинен потерял свое колесо, но самая бурная реакция у трибун была во время одного круга, того самого, когда лидером гонки Был Дэмон Хилл. Пожелтевшие от джордановских флагов и попестревшие от хилловских кепок трибуны, просто слились в едином реве. Атмосферу того момента словами передать невозможно, это надо видеть и слышать.

Дэмон Хилл - лидер. Трибуны сходят с ума

Когда гонка закончилась, сотни болельщиков кинулись на трассу, но стюарты плотно оцепили все возможные места прорыва и никого не пустили. Я побежал к стартовой прямой, поближе к подиуму, что бы посмотреть церемонию награждения. Там было столько народу, что и без того жаркий день превратился в настоящую парилку, дышать было просто нечем. Как только все закончилось, я не стал смотреть гонку British GT Championship, которая начиналась в пол шестого, а быстренько пошел на автобусную остановку, откуда отходили автобусы в Northampton. К моему приходу, там уже стояла приличная очередь, а еще через пять минут очередь была наверное уже километровой. Я не знаю зачем там в конце люди становились в эту очередь, потому что уехать шансов у них не было. Было всего десять двухэтажных автобусов, причем стоять в автобусе было нельзя, все должны сидеть. Целая бригада специальных работников следила за этим и за соблюдением очереди. Отстояв в очереди около часа, я наконец сел в автобус. На этом мое пребывание на Гран при Англии закончилось.

Александр Герасимчик

back.jpg (1030 bytes)


Hosted by uCoz