СТАТЬИ

На быстром круге с Дэмоном

Дэмон Хилл был так расслаблен на тестах в Сильверстоуне, что в боксах Джордана я застал его играющим на гитаре. Ну, покрайней мере, со стороны это выглядело так. Он заметил меня, протянул руку и…, да, взял гитару. «Сегодня такая плохая погода, что у меня есть время поиграть на гитаре,» сказал он, изучая свои ноты. Он наиграл первую попавшуюся мелодию, пальцы затанцевали по стальным струнам.

Что ж, оказывается Дэмон Хилл умеет играть на гитаре! На сколько хорошо? Так же хорошо, как вы или я умеем водить машину, что значит Дэмону никогда не быть Домиником Миллером (Dominic Miller), но этого достаточно чтобы хорошо проводить время.

«Так что мы будем делать?» спросил Дэмон, продолжая изучать ноты. «Сегодня весь день шел дождь, но сейчас, я думаю, трасса впорядке.» «Жалко,» сказал я. «Я хотел посмотреть на тебя в дождь…» «Дело в том,» улыбаясь сказал он, «что сейчас наша машина очень хороша в дождь. Это удивительно. Она не так хорошо чувствуется на сухой трассе, видимо из-за очень жесткой резины, но машина великолепна в дождь, на более мягкой резине. А вот что мы будем делать сейчас: все в порядке очереди

 

Наша машина это не Джордан, как минимум не настоящий. Она раскрашена в цвета Джордана и в ней отличные сиденья обитые желтой кожей. На ее бортах даже имеется не очень приметный, зеленый логотип команды Джордан. Это новый Джордан Хонда Сивик (Honda Civic) - внутри - это обычная машина, но снаружи, это не та машина, на которой твоя мама будет ездить в магазин. «Моя мама только что купила такую,» сказала Дэбора Ли (Deborah Lee), чей брат Стивен (Steven), возглавляет нашу команду фотографов. «Она решила купить ее, как только увидела. Круто, да?»

Дэмон приподнял брови и надел свой знаменитый шлем. «У кого-нибудь есть ключи?»

Он сидит со слегка согнутыми руками, его ноги согнуты в коленях примерно на 45 градусов относительно педалей. Для Стирлинга Мосса (Stirling Moss), скорее всего это было бы слишком близко, но для Джэфа Гордона (Jeff Gordon) точно слишком далеко. Похоже, такая позиция дает ему наибольшее чувство автомобиля, так ему удобно.

 

Он быстро переключает скорости. Со своим опытом вождения машины, Дэмон легко переключает скорости без малейшего намека на использование сцепления. Стрелка тахометра поднимается до красной зоны и вот мы уже в повороте Becketts, влево-вправо-влево-вправо-лево, связка поворотов, о которой пилоты Ф1 всегда говорят. Ты моментально понимаешь, что он входит в поворот на гораздо более высокой скорости чем та, которая казалась бы нормальной мне или вам. На такой скорости я уже ездил это было, когда мне посчастливилось ездить с Жилем Вильневым (Gilles Villeneuve), Карлосом Раутменом (Carlos Reutemann) или Найджелом Менселом (Nigel Mansell). Такое чувство, что все пролетает мимо тебя, что машина вот-вот вылетит с трассы…, у меня, конечно, седящего на месте пассажира, а не у того, кто контролирует ситуацию. Или почти контролирует. Эти ребята всегда ловят момент, который как вы опишите? щелчек пальцев? Нет. Щелчек, похожий на что-то внезапное, что-то намеренное. Это больше похоже на незаметный толчок, чувство такое ровное, ненавязчивое, это как-будто быть одним целым с машиной. Потом ты чувствуешь это: левое заднее колесо начинает скользить под давлением, оно полностью загружено, несет на себе весь вес машины, Дэмон и я на этом тоненьком куске резины Данлоп (Dunlop). Это кажется невозможным как человек, несущий холодильник по натянутому канату но Дэмон легко разговаривает, пульс нормальный. Сейчас мы достигли апекса, и тяжелая работа как эта, для Дэмона закончена. Работая газом и рулем, он выравнивается по левому краю трассы. И опять это чувство скольжения поймает ли он его? и опять, каким-то чудом, внешнее колесо отрывается от асфальта. Я не хочу переборщить с этим. Мы, все-таки, говорим о передне-приводной Хонде Сивик. Это и есть главное различие между мной с вами и быстрым гонщиком. На скорости за 140 км/ч он делает с машиной то, что вы и я может быть сможем сделать на намного более низкой скорости – 80 км/ч и менее. Это такая же разница, как между профессиональным тенисистом, который, разминаясь, бьет всегда в одну и ту же точку, стоя на одном месте, и мной с вами, бегающим за каждым мячем, пытаясь угадать, куда тот отскочит. Это такая же разница, как между профессиональным игроком в гольф, который с 260-ти метров бьет прямо к лунке и мной с вами, бьющим прямо только один мяч из пяти. Намного тяжелее определить разницу между гонщиком и обычным водителем, потому что машины настолько частны, привычны.

 

Это было первое впечатление. Второе: этот парень чертовски мягок. Вы видите это и с болидом Ф-1 конечно. Дэмон всегда был менее агрессивен по сравнению с Жаком Вильневым (Jacques Villeneuve) – меньше фаребриков, меньше драмы и сейчас, в Джордане, разница не менее замента. Хайнц-Харальд Френтцен (Heinz-Harald Frentzen) сейчас находится на пике и способен на один, очень быстрый квалификационный круг, но Дэмон Хилл будет быстрее на двух.

Нет ничего особенного в его управлении Хондой, ничего необычного. Мы проходим Stowe, потом, отлично балансируя автомобилем с естевственной тенденцией к недостаточной поворачиваемости, Дэмон заставляет его поворачивать с избытком, я закричал, смеясь под шлемом. «Как ты это делаешь? Это для тебя так же легко, как делать тосты для завтрака?» «Это просто вопрос чувства автомобиля,» сказал Дэмон. «Я не использую никаких меток на трассе, я просто слежу за тем, как изменяется форма поворота. Смотри сюда (Мы быстро приближаемся к Abbey) «Смотри как форма поворотаменяется по мере того, как мы едем. Я просто слежу за этим изменением и направляю машину в поворот так, как мне кажется правильным. Это как удар по мячу для гольфа. Нельзя просто ударить надо, как бы, махнуть клюшкой сквозь мяч.»

 

Мы, тормозя, входим в поворот, зад начинает скользить наружу но не очень сильно мы примерно на 30 градусов к апексу, теперь, выход из поворота почти прямая линия перед нами.

«Как ты думаешь, ты всегда мог так управлять машиной даже кагда ездил на мотоцикле?» спросил я. «Или ты думаешь, что научился этому с годами в автоспорте?» «Мне кажется я всегда так ездил,» говорит Дэмон, «потому что когда я впервые подумал об автоспорте, я пошел в школу на Брандс Хатч (Brands Hatch). Я проехал круг с инструктором и он все делал точно также» Дэмон сильно тормозит перед поворотом, поворачивает руль, полный газ. «Он отлично контролировал машину, но я помню мне казалось, что здесь что-то не так. Может потому что я привык к мотоциклам, где все нужно делать мягко и ровно, но я всегда хотел водить машину также

Я спросил Дэмона о Сильверстоуне (Silverstone), о его любимом повороте. «Becketts без сомнения. Copse тоже отличный поворот, но сейчас он стал намного шире и на болиде Ф-1 он пролетает почти незаметно. А Becketts – отличная связка поворотов, которая всем нравится

Мы сейчас на быстром круге, и Дэмон быстро входит в Copse, с небольшим скольжением направляется к апексу, на выходе проезжает по фаребрику, переключает скорости вверх, принюхивается, ища в воздухе запах паленой резины и тормозных колодок. Ничего нередсказуемого, и мы снова направляемся к Becketts.

 

«Легко быть слишком быстрым,» яхидно говорит Дэмон, и внезапно мы двигаемся боком, под углом примерно 40 градусов к апексу. Дэмон поворачивает руль в обратную сторону ровно на столько, сколько было необходимо, руки попрежнему зафиксированы на руле. Он ловит машину и сейчас мы уже не скользим, а двигаемся более-менее прямо. «Так ездить весело, но медленно,» говорит он, нажимая на тормоз левой ногой. Stowe, Club и Abbey перед нами. Bridge на этой машине проходится «в пол», поэтому Дэмон развлекается на выходе. Он быстро сместился к правому краю, как если бы он хотел вылететь с трассы, потом резко занырнул в первый левый поворот комплекса. «Обычно я здесь не поворачиваю так далеко, поэтому интересно посмотреть на этот поворот отсюда,» говорит Дэмон. «Во время гонки здесь часто можно зацепить траву, пытаясь найти оптимальную траекторию. Состояние трассы по ходу гонки сильно меняется и приходится всегда искать оптимальную траекторию, чтобы получить максимальное ускорение.

Вскоре Дэмон уже заруливает на пит-лайн. Конечно другие гощики Ф-1 будут так же быстры на этой машине, на этой трассе; но все же, не стоит делать слишком много выводов, это ведь всего лишь обычная Хонда.

В обычный день, в течение обычных тестов, я на несколько минут почувствовал и увидел, что эти парни делают на самом деле, и что могут лучшие из них. Это было, как будто обычную езду на машине положили на музыку.

 

Автор: Peter Windsor

Фото: LAT

F1 Racing

back.jpg (1030 bytes)


Hosted by uCoz